Как встретить старость и не сойти с ума

Как встретить старость и не сойти с ума
Как встретить старость и не сойти с ума

Как жить, когда все время уходят близкие, и как не думать ежеминутно о смерти и утратах

«Как же хорошо увидеть тебя! Вчера на вашем этаже умерла старушка, и я была уверена, что это ты! — встречает Шошана в лифте подругу Двору. — Какая радость! Счастье!» Обе направляются по делам: 85-летняя Шоши спускается на первый этаж в парикмахерскую, а Двора, которая на два года моложе подружки, спешит в спортзал ходить по пешеходной дорожке.

На самом деле есть две с половиной вещи, которые помогают старикам не думать о смерти:

Первая — это, как ни странно, ежедневные неудобства, связанные с проблемами утраты здоровья и заботами о сохранении крупиц еще оставшегося. Это занимает почти все время, это же как на работу ходить. Думать ежеминутно о смерти не приходится. Заняты. Некогда думать, когда болит.

Вторая — это радость от умножающейся год от года семьи, от визитов детей, внуков и правнуков. Это новые впечатления и эмоции. Это очень важно. Все хорошие и правильные мысли защищают: «Я живу на третьем этаже, собираю в мешочек все свои несчастья и выбрасываю их из окна. После смерти мужа я могла бы десять раз выйти замуж, но самостоятельность мне была дороже. Сейчас я счастлива. Мне открыты все дороги!» — сообщает мне 87-летняя Габи.

И еще полвещи. С годами на «том свете» уже настолько больше знакомых, чем на «этом», что мысли об ушедших становятся обыденными и нестрашными, а переход на «тот свет» становится все более будничным событием. А это не так-то и плохо.

Как не бояться старости и не испытывать перед ней ужас и отвращение

Очень просто.

1. Главное — перестать про это страдать! Страдания от того, что нам неподвластно и что мы никоим образом не можем изменить, — это абсолютно бесполезная работа. Когда мы пытаемся бороться и противостоять изменениям природы, которые сильнее нас, начинается лишнее страдание. Аксакалы же говорят, что если принять изменения и не сопротивляться им, то мы сможем перейти на уровень мудрости, которого не достигли бы, если б не прожили это.

2. Отсюда второе: если у нас нет возможности не стареть — надо для начала расслабиться и попытаться увидеть в этом какие-то удовольствия. А вдруг они есть?

3. Качество настоящей (сиюминутной!) жизни важнее страха, отвращения и ужаса перед старостью. И чем дальше пройдено — тем более ценно оставшееся. И, кстати, не всегда тянет назад — поговорите со стариками и убедитесь.

4. Само старение связано со страхом смерти и старости. Чем больше будем думать об этом и переживать — тем скорее все и случится. Нельзя думать о плохом, а когда оно случается, все равно надо стараться думать о нем хорошо.

— Это ужасно, — говорит грустная Двора, — каждый день старушки у входа обсуждают, кто сегодня умер. И умирают, умирают же! Каждый день!

— Ну-у… почему сразу умирают?.. — говорю я. — У вас здесь все равно вроде как детский сад, так можно просто сказать: «Родители забрали», не?

5. Я сам лично боялся бы старости, но только объясните мне для начала, когда она настает? Ведь и 70 лет — это еще не старость, но только понимаешь это в 80.

Как сохранить в себе интерес к жизни до последнего вздоха, не оглядываясь лишь на собственное прошлое

«Отец современной нейрохирургии» Харви Кушинг говорил: «Единственный способ продлить жизнь — это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить». Вооот! То есть настоящая, бесповоротная внутренняя старость наступит только тогда, когда человек начнет жить своими бесцельными воспоминаниями — не настоящим или будущим, а прошлым.

Интерес к жизни лучше не терять, независимо от состояния здоровья. Сколько там его осталось, этого интереса!.. Его надо беречь. Вот сидит в инвалидном кресле 91-летний Иегуда. Мы знакомы уже почти полтора десятка лет. Раньше он был моим старостой, раньше он готовил мастерскую к занятию. Сейчас Иегуду привозят ко мне часа на полтора, на сколько он сам захочет. Уже примерно год, как я даю ему в руки металлический кернер и маленький молоток. Он стучит, и кернер оставляет ямку на деревянной дощечке. Кроме этой основной работы, недавно мы вместе забили четыре небольших гвоздя. Я держал гвоздь, а Иегуда стучал. Было весело.

Интерес и цели в жизни могут возникнуть в отношении чего угодно. Да хоть обучать правнуков печь блины! Чем не цель?! А волонтерство? А составление генеалогического древа семьи, о котором мы обычно забываем вовремя разузнать у родителей и которое так нужно нам потом, когда уже не у кого спросить?

Как умереть легко и с удовольствием

Я лично знаю только одно: у стариков тоже есть свой «возраст согласия» — только уже со смертью. Старики всегда с пониманием и уважением относятся к ней у других и радуются, если она приходит легкой. С оттенком грусти расставания, но с пониманием необходимости происходящего.

Ведь козе понятно, что аналогично невозможности залить обратно в рожающую женщину околоплодные воды и этим остановить процесс рождения человека — невозможно остановить и процесс умирания. Надо научиться радоваться жизни и радоваться смерти. А что делать?.. В конце концов, с годами все меньше остается незнакомых вещей и новых дел. Смерть — одно из них, последнее.

Вообще, я точно знаю, что, помогая себе жить, мы сможем облегчить свою смерть. Не надо умирать заранее, надо жить. Проверено, что именно то, чего ты больше всего на свете не хочешь и боишься, то тебе и суждено. Поэтому насчет «умереть легко и с удовольствием» я бы вообще сейчас не думал. Мне больше нравится вопрос «Как жить легко и с удовольствием?»

Об авторе

Саша Галицкий, израильский художник, два десятилетия работает с людьми преклонного возраста. Ведет кружок резьбы по дереву в доме престарелых. Автор бестселлера «Мама, не горюй!» (Захаров, 2018), написал новую книгу наблюдений о своих подопечных — «Не боись! Как постареть и при этом не сойти с ума» (Захаров, 2018).

Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги