5 причин посмеяться на работе

5 причин посмеяться на работе
5 причин посмеяться на работе

Однажды в европейском аэропорту я проходила паспортный контроль. Сотрудница пограничной службы долго изучала мой документ, временами бросая на меня взгляд. Что-то не так с визой, уже волновалась я. Наконец она поставила штамп, протянула мне паспорт и улыбнулась: «А со стрижкой вам все-таки лучше». Я рассмеялась, и, как говорится, эта неожиданная шутка «сделала мой день».

Закрепившийся в современной культуре стереотип деловых отношений подразумевает серьезный, а то и командный тон. «В коллективном бессознательном фигура командира внушает гораздо больше уважения, чем фигура шута с бубенчиками», — замечает психолог Патрик Амар. Неудивительно, что на работе многие из нас предпочитают молчание остроумному замечанию.

Но если все время подавлять в себе эту здоровую эмоцию, то мы скоро превратимся в зануд или, чего доброго, неврастеников. Смех — это самая мощная разрядка самого критичного напряжения. Люди боялись и боятся катастроф, смерти, начальства, «мирового зла», исторических катаклизмов. И это не считая индивидуальных фобий!

Да, в нашей жизни случаются опасности и потери. Но смех освобождает от страха, делает увереннее. При этом смеяться — вовсе не значит быть легкомысленным или бездельником.

Как утверждал философ и исследователь смеховой культуры Михаил Бахтин, «нельзя быть праздным — но смех вовсе не праздное занятие». Право на смех и пародирование любой действительности Бахтин противопоставлял не труду и геройству, а «лицемерам, врагам «веселой вольной правды».

Так что если начальник совсем не понимает шуток, а вы не можете без иронии к этому отнестись — не отказывайте себе в смехе, но практикуйте это лишь в обществе ближайших коллег и не нанося ущерба их самолюбию. А если начальник с чувством юмора — почему бы не поддержать эту волну! Если, конечно, речь не идет о высмеивании коллег и вообще окружающих.

Ирония хороша, если она плод самоиронии, тогда она «растапливает лед», никому не угрожая.

1. Создать доброжелательную атмосферу

Смех должен быть свидетельством открытости. Мы лучше работаем и учимся, когда не испытываем напряжения. Для этого важно понимать границы иронии и шуток.

Преподаватель иностранных языков в Высшей школе экономики и школьный учитель Мария Филиппенко убеждена, что шутки допустимы только в пределах учебного процесса. Никаких острот о политике, религии, сексуальной ориентации, национальностях. Ведь в группе люди с самыми разными взглядами.

«Когда ученики начинают шутить в ответ — это показатель правильного контакта и в хорошем смысле расслабленности в группе, — говорит Мария. — Для изучения языка важно исключить стресс, создать доброжелательную атмосферу. Не всем может показаться смешным то, что преподаватель задумал как веселое. Так что, пожалуй, тут важно умение шутить именно спонтанно и с улыбкой реагировать на «короткие замыкания». Смех — прекрасный способ предотвратить или разрулить конфликт. Это лучшая реакция на ошибку — как студента, так и собственную».

2. Не «выгорать» на работе

«Я включила бы чувство юмора в качестве обязательного в раздел «профессионализм», — продолжает Мария Филиппенко, — наряду с умением находить контакт, чувствовать атмосферу в аудитории».

Она уверена, что быстрое «выгорание» учителей связано с тем, что им приходится мгновенно принимать решения во время урока: как ответить, как оценить, заметить или нет чей-то промах. Все это стресс. «И если из серьезного или ироничного отношения к проблеме мы выбираем второе — то это нас, безусловно, сохраняет «как боевую единицу».

3. Донести свою мысль

Юмор может преобразить карьеру. Директор одного из подразделений компании L’Oréal Дидье Буш в значительной мере обязан ему своим успехом.

«Я не мог рассчитывать на внешнюю импозантность, чтобы произвести впечатление, — рассказывает этот начальник, чей рост меньше 160 сантиметров, — так что я научился использовать юмор для большей доходчивости…»

Когда аргументы сопровождаются шуткой, они становятся неопровержимыми. Но юмор не синоним мягкости: он позволяет «разговаривать более свободно и научиться, если надо, говорить «нет». Это необходимо», — добавляет Дидье Буш.

4. Бороться с изоляцией

Кристина Быстрых, исполнительный директор центра по работе с инвесторами Сбербанка, благодаря смеху заново влюбилась в свое дело.

«Наша команда занималась очень серьезным международным проектом. Мы с успехом представили его в Англии, но руководство не выразило восторга и вместо этого назначило нового начальника.

Все мы сникли, стали замкнутыми, я вообще решила поменять профессию. Но новый шеф оказался человеком с чувством юмора, которое позволило ему посмотреть на все со стороны, оценить наши сильные и слабые стороны и при этом не просто никого не обидеть, а придать уверенности каждому.

Помню, мы с трепетом ждали решения по поводу реорганизации команды. Шеф должен был переговорить об этом с руководством. Вот он возвращается со встречи. «Ну, что сказал главный?» — спросили мы. «Сказал, что я слишком упитанный, пора бы мне сесть нас диету», — ответил шеф. Мы засмеялись, и дальше как по волшебству все стало налаживаться — мы сплотились, появились новые идеи, разрешились противоречия».

5. Сопротивляться форс-мажору

Свежие идеи приходят не во время стресса, а когда удается расслабиться. Это давно поняла Инна Давыдова, директор латвийского музыкального агентства «Фонд Германа Брауна».

В агентстве небольшая сплоченная команда — поэтому смех всегда общий. Одному вообще трудно веселиться. Смех или разделен, или не звучит совсем. Общий смех для Инны — это знак, что у всех есть эмоциональный запас, который необходим в работе.

Кроме того, юмор — это своеобразный код. По нему можно безошибочно определить, в какой тональности говорить с партнерами, клиентами — людьми сложными, творческими, подчас избалованными. «Способность смеяться держит нас в равновесии при разных накладках, нестыковках, форс-мажоре. Например, известный музыкант перепутал рейс — и если у тебя нет чувства юмора, ты можешь завалить концерт, на который уже проданы билеты. А если вспомнишь хороший анекдот на эту тему — найдется решение».

Шутить, но не обесценивать  

О месте смеха в рабочем пространстве размышляет Мария Макарушкина — психолог, консультант, коуч.

«Современные мировые тенденции в организации труда связаны с так называемым аджайлом (agile, англ. — «живой», «подвижный»). Этот стиль подразумевает гибкость, адаптивность, саморегуляцию. Цель — неформальное упразднение любой иерархии: все команды в компании равны, все члены внутри команды — тем более.

Смех способствует переходу сотрудников в партнерские отношения из служебных, построенных на зависимости. Структура выравнивается, превращаясь из вертикальной в горизонтальную. В нее отлично вписываются и ироничный руководитель, и остроумный исполнитель. Но существует еще и корпоративная этика. В творческих компаниях удельный вес смеха, как правило, больше. А напряженное производство скорее склонно игнорировать юмор.

Но способность шутить — это индивидуальная особенность, ее уровень зависит от уровня личной культуры. Можно сколько угодно говорить, как полезно чувство юмора при работе с клиентами, но если я как клиент буду сидеть перед провайдером, врачом, продавцом, который сыплет плоскими анекдотами, — ничего, кроме отторжения, у меня это не вызовет. Наоборот, человек образованный или просто воспитанный, прибегая к уместной шутке, вызовет несомненную приязнь и доверие».

Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги