Работа vs. совесть: как сделать выбор?

Работа vs. совесть: как сделать выбор?
Работа vs. совесть: как сделать выбор?

Работа позволяет нам реализовать потенциал, проявить свои умения и способности, оставить след в этом мире. Но далеко не каждый сразу понимает, какое занятие ему подходит.

При выборе работы мы часто ориентируемся на общепринятые критерии — престиж компа­нии, размер зарплаты, обещание быстрого карьерного роста... Но то, что значимо для одного, может оказаться бессмысленным для другого.

И трудности, с которыми мы рано или поздно сталкиваемся на рабочем месте — конфликты, неудачи, ощущение скуки или внутренний дискомфорт, — заставляют пере­оценить выбор и задаться вопросом: а действительно ли меня волнует то, чем я занимаюсь?

«Я поняла, что мне важно смотреть на себя в зеркало и не испытывать отрицательных эмоций»

«Сводить смысл всей жизни только к работе не очень правильно, — замечает бизнес-тренер Марк Кукушкин. — Но испытывать настоящее удовлетворение можно лишь при условии, что работа как минимум удержит и сохранит те ценности, которые есть в нашей частной жизни, а как максимум — откроет новые смыслы. Придаст нашей деятельности больший масштаб и значимость».

Но, к сожалению, так бывает не всегда. У небольшой консалтинговой компании, в которой работала 25-летняя Мария, была своя миссия — «причинять добро» клиентам: разбираться в их проблемах и предлагать лучшие решения.

Но вскоре фирму поглотила крупная компания, с более отстраненным и даже циничным отношением к ведению бизнеса. Перед Марией поставили новую задачу: продавать услуги, не вникая в тонкости клиентских запросов.

«Мне пришлось решать: а что я, собственно, хочу, — рассказывает Мария. — Зарплату получать или оставаться честной в работе с клиентами? Я поняла, что мне важно смотреть на себя в зеркало и не испытывать отрицательных эмоций по поводу того, чем занимаюсь. И я покинула компанию».

Уйти нельзя остаться

Всегда ли обнаружение диссонанса между личными и корпоративными ценностями — это знак того, что «пора валить» и искать другую работу, как это сделала Мария?

«Вовсе нет, — считает Марк Кукушкин. — Часто у нас есть возможность повлиять на ситуацию, так что стоит попытаться поговорить с руководителем, с коллегами».

Так поступил 32-летний Антон, когда его пригласили из небольшого, демократично организованного частного бизнеса в крупную промышленную компанию. Выяснилось, что новый начальник руководит коллективом в авторитарном стиле, который не предполагает обратной связи и обмена мнениями.

Коллеги смирились, но Антону была важна открытая коммуникация, и он стал эту стену пробивать. Он прямо спрашивал: «Могу ли я рассчитывать на ваш отзыв, хотелось бы понять, что вас в моем отчете не устраивает?»

Постепенно руководитель начал выделять время на обсуждение работы с каждым сотрудником. И атмосфера в подразделении изменилась.

Бывают обстоятельства, вызывающие внутренний дискомфорт такой силы, что никакие стимулы не способны его заглушить

В ситуации, когда договориться не получается, взвесьте все за и против, чтобы понять: достижим ли компромисс между тем смыслом, который создает работа, и тем, что ценно лично для вас?

Ваша должность позволяет оплачивать ипотеку, проводить всей семье отпуск на море, но перевесит ли эта чаша другую, на которой — раздражение, чувство пустоты и нереализованности?

«В результате «контрольного взвешивания» вы можете решить: я продолжу здесь работать, потому что те ценности и смысл, который я создаю в своем проекте, для меня важнее, чем неудобство, связанное с демотивирующим стилем управления, — размышляет Марк Кукушкин. — Но бывают обстоятельства, вызывающие внутренний дискомфорт такой силы, что никакие стимулы не способны его заглушить.

Обычно его легко распознать: в теле возникает физическое напряжение и зажимы, в голове постоянно прокручиваются одни и те же мысли. Вас принуждают к психологическому насилию над другими — давлению, шантажу, требуют доносить на них? Стоит уходить немедленно, такие поступки разрушают личность».

Тело протестует

«Бывает, что работник предпочитает остаться на прежнем месте, но уходит во внутреннюю оппозицию, — рассказывает коуч Надежда Дьяконова. — Он эмоционально отстраняется от жизни коллектива. Делает то, что от него требуют, но не проявляет инициативу.

Если его главные ценности связаны не с работой, а с семьей, увлечениями, он может не ощущать внутреннего конфликта годами. После 18:00 начинается та жизнь, которая ему нравится, она помогает восстановиться.

Но чем больше сил уходит на неосознанное противостояние и выстраивание барьера, чем дольше он делает то, что не считает правильным, тем хуже себя чувствует.

Могут появиться головные боли, боли в плечах, в спине, обостряются соматические заболевания. Может даже стошнить — настолько явно тело заявляет протест».

Конечно, многие из нас осознают, какое дело им подходит. Иногда можно услышать: «В табачной компании я работать не готов. Не хочу делать то, что может наносить людям вред».

Тем же, кто не отдает себе в этом отчет, хочется предложить воспользоваться правилом Стива Джобса, который каждое утро на протяжении 33 лет задавался вопросом: «Если бы сегодняшний день был последним, захотел бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?»

И если несколько дней подряд отвечал «нет», то понимал: что-то надо менять. Только сохранив верность своим принципам и убеждениям, мы можем быть по-настоящему успешными.

Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги