Найти себя в танце

Найти себя в танце
Найти себя в танце

Люди по-разному влюбляются в танцы: одни начинают с импровизаций под любимую музыку, танцуют дома, в клубах, на дискотеках, давая выход своей энергии. Кому-то в определенный момент становится мало произвольных движений, и он отправляется в танцшколу. Другие, наоборот, сначала овладевают танцевальной техникой, а потом начинают импровизировать.

«Главное — в том, что их это радует и дает хорошее настроение», — считает Александр Гиршон, танцор, психолог, ведущий и автор тренингов и мастер-классов по танцевально-двигательной терапии.

Для одних танцы — это возможность поддерживать себя в хорошей физической форме, других привлекают новые знакомства, общение с близкими по духу, творческими людьми. Желающих танцевать становится все больше: участвуя в социологическом опросе фонда «Общественное мнение» «Как вы предпочитаете проводить свободное время?», 19% россиян сообщили, что занимаются танцами.

Все любители танца единодушны в одном: их увлечение — своего рода способ познать себя, откровенно поговорить с собой. Так почему же кто-то из нас без ума от танго, а кто-то самозабвенно осваивает танец живота? Кто-то обожает сальсу, а кто-то предпочитает вальс? Попробуем получить ответы на эти вопросы.

Танго: гармония пары

«Я впервые увидела, как танцуют танго, несколько лет назад в одном из московских кафе. Звучало старое танго, и танцоры — всего несколько пар — двигались завораживающе красиво, — рассказывает 29-летняя Евгения. — Однако мне потребовалось два или три года, чтобы решиться самой попробовать танцевать. Невозможно описать, какое новое качество обрела моя жизнь, какими красками она заиграла!»

Танго зародилось в портовых тавернах Буэнос-Айреса и удивительным образом сочетает в себе горячий латиноамериканский темперамент и целомудрие католической страны. Сдержанное и страстное одновременно, оно предполагает совершенно особые взаимоотношения в паре. Мужчина — стопроцентный лидер, он полностью берет на себя ответственность за движение пары. Роль женщины заключается в чутком следовании, умении и готовности полностью доверить партнеру свое тело.

«В современном обществе наши социальные роли размыты. И мне кажется, мы все испытываем от этого постоянный стресс, — считает Евгения. — Женщина вынуждена быть сильной, а мужчине приходится уступать свое лидерство. В танго же традиционные женские и мужские роли жестко закреплены. Поэтому можно в конце концов расслабиться и почувствовать себя женщиной. То же самое, по-моему, касается мужчины — здесь он может наконец почувствовать полное доверие женщины и осознать свое лидерство».

«Выбирая этот танец, человек скорее всего хочет получить то, чего ему недостает в реальных отношениях: женщина может почувствовать себя слабой и опекаемой, мужчина — безоговорочным лидером», — подтверждает Александр Гиршон.

Танцуя танго, мы окунаемся в чувственную и эмоциональную близость и, не произнося ни слова, разговариваем с помощью движений

Вот история Ирины, которая считает, что именно танго она обязана огромным переменам в своей личной жизни: «До того как заняться танго, я рассталась с Андреем. Наши отношения во многом меня устраивали, но страшно угнетала необходимость самой принимать все серьезные решения, все время быть сильной, нести ответственность — и за свою жизнь, и за наши отношения. Я искала сильного, доминирующего мужчину.

Но, как только такой появился в моей жизни, я поняла, что меня это не устраивает: он единолично решал, куда мы пойдем, что будем есть, когда поженимся и сколько у нас будет детей! Это оказалось для меня совершенно неприемлемым. А спустя еще какое-то время мы вновь встретились с Андреем и… пока не расстаемся. Мне кажется, занятия танго — танцем, в котором ведет мужчина, — позволили мне «отыграть» роль слабой женщины и начать относиться к реальной ситуации по-другому».

«Танго — очень чувственный танец, — комментирует Александр Гиршон. — По форме сдержанный, по содержанию — невероятно страстный. В нем нет открытой сексуальности, свойственной другим латиноамериканским танцам, это «буря страстей», спрятанная глубоко внутри».

Танцуя танго, мы преодолеваем страх перед другим человеком, окунаемся в чувственную и эмоциональную близость и, не произнося ни слова, разговариваем с помощью движений. И в этом разговоре надо быть не только упоенным, но и сосредоточенным: даже крошечный неверный шаг способен на время нарушить гармонию пары. Как, впрочем, и в жизни.

Восточные танцы: любовь к себе

Восточные танцы воспевают женственность: не важно, высокая женщина или маленькая, худая или полная — восточные танцы, изначально зародившиеся как поклонение богине плодородия, позволяют не только утолить тоску по исчезнувшим ритуалам, но и принять свое тело таким, какое оно есть.

«Я всегда была недовольна тем, как я двигаюсь, считала, что у меня плохая координация движений и совсем не изящное тело, — рассказывает 45-летняя Наталья. — Никогда не думала, что смогу получать удовольствие от танца. Танец живота я решила попробовать, чтобы подтянуть и укрепить мышцы пресса, «убрать» живот после родов. К тому же врач мне сказал, что это очень полезно для всей «женской сферы» — нормализуется кровообращение в органах малого таза.

Поначалу у меня не получалось, тяжелый пояс с монистами еле двигался, я уставала буквально через десять минут. Но благодаря тому, что окружение было исключительно женское, я совсем не комплексовала, и постепенно дело пошло на лад. Сейчас я получаю от этих движений невероятное удовольствие! И даже если у меня нет времени посещать занятия, я просто уединяюсь в своей комнате, надеваю пояс и танцую. Одна! Можно сказать, это такая медитация. Этот танец уносит стресс, раздражение и удивительным образом наполняет энергией».

Танец нередко заставляет человека пересмотреть негативное представление о себе, а восточные танцы в особенности

«Есть много версий происхождения этого танца, — комментирует Вера, преподаватель belly-dance. — Мне больше всего нравится та, что характеризует его как сугубо женский, первоначально не предназначенный для мужских глаз. Его танцевали в гаремах, на женской половине. Считается, что это было частью ритуала родовспоможения — ближайшие подруги женщины ритмично хлопали в ладоши и танцевали вокруг нее, помогая поддерживать ритм дыхания и правильную работу мышц во время родов. И только гораздо позже этот танец стал танцем соблазнения, исполняемым для мужчины».

«Танец нередко заставляет человека пересмотреть негативное представление о себе, а восточные танцы в особенности, — считает Александр Гиршон. — В некотором смысле мы танцуем из желания показать себя, привлечь внимание. А демонстрируя себя, мы одновременно себя находим».

Танцуй, пока молодой 

Многих, кто не решается танцевать, смущают взгляды окружающих. А ведь впервые оценку своим «танцам» мы получаем в младенчестве, когда ребенок становится «ползунком».

«Поддержка и восхищение родителей первыми неуклюжими попытками передвигаться самостоятельно формируют то базовое доверие к своему телу, которое позднее позволит человеку получать удовольствие от движения, — говорит психоаналитик Андрей Россохин. — Танцуя, такие люди получают идущую из раннего детства уверенность, что они любимы и желанны».

Вальс: шаг к мечте

Этот танец в начале XIX века произвел настоящий фурор. Однако официальное отношение к вальсу на первых порах было весьма осторожным, на балах его разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы считались не вполне приличными. Однако это не помешало вальсу в скором времени покорить Европу. Сегодня умение танцевать вальс — признак аристократизма, своего рода знак касты: ведь именно его танцуют на европейских балах.

«Я родилась в небольшом городке, родители развелись, мама, учительница младших классов, зарабатывала немного, — рассказывает 36-летняя художница Вероника. — А я всегда мечтала об элегантном доме, обеспеченном муже, детях, которые будут учиться в элитной гимназии.

После школы я переехала в столицу, поступила во ВГИК, познакомилась с интересными людьми, но, увы, несмотря на все свои успехи, в том числе и у мужчин, не могла избавиться от «провинциального» комплекса. Какой-то внутренний голос твердил мне: «Все это не для тебя». И тогда я начала танцевать вальс. Это словно приближало меня к избранным, позволяло почувствовать себя «одной из них».

«Безусловно, выбирая танец, мы реализуем определенные желания и мечты, — комментирует Александр Гиршон. — Бальные танцы сами по себе красивы, но они еще и реализуют нашу тягу к «красивой жизни» — в символическом смысле слова. Вальс дает возможность на время перенестись в другую эпоху, примерить роль, которая в реальной жизни недоступна». Желание изменить внешность, сделать элегантную прическу, надеть особую, настраивающую на танец одежду.

«Платье, туфли на высоком каблуке, тщательно уложенные волосы, макияж — в реальной жизни мне очень этого не хватает, — признается 27-летняя Ольга. — Но, согласитесь, если бы я, ассистент режиссера, приезжала на ночные натурные съемки в вечернем платье и на каблуках, то выглядела бы просто комично. Мне кажется, это проблема многих работающих женщин — приходится ходить либо в строгом офисном костюме, либо в максимально удобной одежде. А занятия бальными танцами дают все это — потрясающее удовольствие не только для тела, но и для души!»

Сальса: безопасный секс

Это слово в переводе с испанского означает «соус». Оно лучше всего передает смысл этого танца: сальса — невообразимая смесь, возникшая на основе различных латиноамериканских и негритянских танцевальных стилей, объединенных зажигательным ритмом. Привезенная пуэрториканцами в Нью-Йорк в 70-е года прошлого века, к 90-м сальса завоевала Европу.

«Этот танец раскрепощает, — считает 34-летняя Ирина, работающая программистом в Швеции. — Неудивительно, что он стал так популярен, например, в странах Северной Европы, где люди традиционно очень сдержанны в проявлении эмоций. Сальса пробуждает чувственность и позволяет проявлять свою сексуальность, не испытывая при этом чувства вины».

Вот как комментирует это инструктор по сальсе кубинец Мигель: «Это танец освобожденного тела. Чтобы движения хорошо получались, нужно, чтобы все оно было абсолютно расслабленным и в то же время находилось в тонусе, готовое откликнуться на музыку и движения партнера. В сальсе нет никакой драмы, как в танго или фламенко, это абсолютно открытый, веселый танец. В тот момент, когда человек танцует сальсу, все комплексы, связанные с его телом, куда-то улетучиваются — это полностью счастливый человек!»

Высоко поднятая голова, призывный взгляд, эротичные движения бедер и плеч: «Это танец неудержимой, откровенной сексуальности, — говорит Александр Гиршон. — Его предпочитают люди энергичные, любящие жизнь во всех ее проявлениях. Или те, кому очень хочется такими стать».

Танцу не нужно учиться 

Многие объясняют неумение танцевать лишь тем, что они этому не учились. «Это не обязательно, человек умеет танцевать изначально!» — утверждают специалисты. Необходимо лишь вернуться к своей естественной пластике, избавившись от стереотипных привычных движений, мешающих проявить себя. Большинство специалистов сходятся во мнении, что учить людей определенным последовательностям танцевальных па (так называемым «связкам») бессмысленно, ведь механическое повторение — еще не танец. Каждый по-своему воспринимает окружающий мир, слышит музыку, у каждого сложился определенный образ себя и своего тела, не говоря уже о моральных установках и личных представлениях о красоте и естественности.

Бесполезно оттачивать жесты рук, если ученик считает их слишком худыми (толстыми, длинными и т. п.), или заучивать технику работы бедер, если установки человека таковы, что любое движение этой частью тела он считает неприличным. Задача хорошего учителя танцев — научить осознавать движения собственного тела, объяснить ученику, как добиться, чтобы они были удобными и естественными, как самому создавать красивые, гармоничные па, соответствующие музыке и передающие внутреннее состояние танцующего.

Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги