Чацкий: опередивший время, отвергнутый окружающими

Чацкий: опередивший время, отвергнутый окружающими
Чацкий: опередивший время, отвергнутый окружающими

Умен ли Чацкий?

Всегда ли мы благодарны тем, кто открывает нам глаза на самих себя? Возможно, будущее докажет правоту этих блестящих предвестников нового времени. Но в момент, когда большинству еще хочется держаться за привычное, тот, кого мы воспринимаем как угрозу уже существующему миропорядку, ненавистен нам. Таков Чацкий.

Он говорит, что видит, а видит он немало, поскольку, уехав из Москвы, расширив свои и так не узкие представления о мире, способен взглянуть на все происходящее в обществе той Москвы из мета-позиции, сверху. Вопрос в том, всегда ли стоит сообщать об увиденном и нужно ли делиться осознанным без встречного вопроса, да еще и с обличительным раздражением? Не лучше ли оставить при себе неприятную для других правду?

Обесценивание того, что дорого твоему близкому, — не самый быстрый путь к его сердцу

Пассионарии, люди, опережающие свое время, всегда становятся жертвами. Обычно их уничтожает сопротивляющаяся нововведениям эпоха. Чацкий физически не уничтожен. Но отвергнут. Признан сумасшедшим. Его более удачливый соперник в личных делах Молчалин обладает более развитыми коммуникативными навыками. Уступая Чацкому в достоинствах и способностях, не обладая ни блестящим умом, ни яркой личностью, он умеет важное: приспособиться к ситуации, сказать то, что хотят услышать.

Печально, что, ловко манипулируя людской жаждой слышать приятное, именно Молчалин получает признание. Но ведь умница Чацкий хочет того же, за этим он и возвращается к возлюбленной из исканий и поездок. И… говорит только о себе и своих представлениях о мире. Он атакует все то, что важно его драгоценной Софье, и проигрывает.

Похоже, обесценивание того, что дорого твоему близкому, — не самый быстрый путь к его сердцу. Скорее наоборот: какой бы ни была важной правда, если она разрушает что-то ценное в системе представлений другого, это ведет не к близости, а к потере.

Мог ли Чацкий поступить по-другому?

Наш герой действует в соответствии со своими ценностями. Он из тех, кто готов подвергнуться изгнанию, лишь бы сохранить индивидуальность. Не предаст свои взгляды даже ценой потери отношений. Правда для него важнее любви. Трагедия его в том, что девушки в то время чрезвычайно зависели от мнения общества, время тургеневских барышень, любивших пламенных революционеров, еще не пришло. И потому — «вон из Москвы, сюда я больше не ездок!».

Как трудно Чацкому и ему подобным играть в социальные игры! В таком случае их удел — одиночество, поиск мест, «где оскорбленному есть чувству уголок». И, увы, тогда общество лишается блестящего ума, который оно, к сожалению, не в состоянии признать и оценить, а Чацкие лишаются поклонников и любимых.

Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий

Видео

Книги