КНИГИ БЕЗ СЛОВ РАЗВИВАЮТ РЕЧЬ РЕБЕНКА ДАЖЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ КНИГИ СО СЛОВАМИ
Если вы родитель, то наверняка знаете, как важно читать вслух своему ребенку. Многочисленные исследования уже давно доказали, что чтение развивает речь, обогащает словарный запас, улучшает память, внимание и в целом стимулирует развитие интеллекта. Хорошо, с этим все понятно. А как насчет книг, в которых нет слов, одни только картинки? Развивают ли они речь и интеллект, стоит ли тратить на них время и деньги (причем, немалые!) и как их, собственно говоря, «читать»?
Как показали недавние исследования, польза нетекстовых книг для речевого развития детей не просто есть, она даже превосходит пользу от традиционных книг!
Исследователи из университета Ватерлоо обнаружили, что когда родители читают детям книжки-картинки, то используют более сложный язык, чем когда они читают книги со словами, особенно, книги-словари (когда каждый изображенный предмет сопровождается словом). Книги-словари принято считать образовательными, они как энциклопедии знакомят детей с разнообразием предметов и явлений. Если под картинкой подписано «яблоко», то родитель, как правило, так и называет предмет ребенку, как он подписан, и это один из естественных способов пополнить словарный запас.
А вот чтение книжки-картинки родители выстраивают иначе. Они гораздо чаще используют при этом «сложные» разговоры: когда на картинке встречается животное, родитель с большей вероятностью начнет рассказывать о нем, а не просто маркировать его. Что-то вроде: «Как думаешь, куда побежит белка?» или «Помнишь, мы видели белочку в парке, когда гуляли летом?». К тому же большую роль играет интонация, с которой взрослый о чем-то рассказывает ребенку и закладывает эмоциональное отношение к предмету своего рассказа.
Все принявшие в исследовании Ватерлоо родители читали схожим образом и книги со словами, и книги без слов.
Вот какие советы можно дать родителям, которые хотят, но не представляют как лучше читать книжки-картинки.
Детализируйте. Например, на картинке изображена машина. Расскажите о том, куда и откуда она может ехать, кто ею управляет, какая у этой машины история… Поощряйте принимать участие в разговоре и самого ребенка6 пусть он тоже рассуждает и придумывает. Удобнее в этом плане использовать виммельбухи, в которых много-много разных персонажей и предметов, развороты таких книг можно рассматривать долго, а сюжеты для повествования придумывать проще.
Прогнозируйте. Когда рассказываете историю о каком-то персонаже, поощряйте ребенка придумывать, что с ним может произойти дальше. Например, «Этот мальчик смотрит на кусочек вкусного пирога, как думаешь, что он сделает дальше?». Если ребенок еще не разговаривает, отвечайте за него: «Да, он его возьмет и съест!». По мере того, как ребенок растет и речь его развивается, он вскоре и сам начнет делать прогнозы.
Показывайте связи с реальным миром. Каждый раз старайтесь искать связи между нарисованными картинками и событиями из повседневной жизни малыша и его окружения. Это сделает истории более значимыми, и ребенку наверняка будет интереснее слушать такие книги.
Вот несколько примеров отличных, проверенных родителями, книг-картинок:
1|| Серия «Городок»
В серии четыре больших виммельбуха, разделенных по сезонам. События в них разворачиваются в одном Городке с большим количеством жителей, но все они встречаются на каждом развороте и в каждой книге. Можно выбрать одного персонажа и следить за ним постранично, что с ним происходит, какая у него история в каждой из книг. Можно развивать внимание ребенка, предлагая ему отыскивать на каждом развороте кошечку или птичку, там есть такие прячущиеся на каждой странице персонажи.
- Зимняя книга
- Весенняя книга
- Летняя книга
- Осенняя книга
- Ночная книга
- Комплект из 4-х книг уменьшенного формата
2|| Серия «История в картинках»
В серии найдутся книги на любой повседневный сюжет, который вы хотите отработать с ребенком: что происходит в городе в обычный день, что происходит на стройке, на реке, для чего какие машины нужны, как живется в деревне, как устроен цирк… Просто открывайте книгу, смотрите на разворот и последовательно, от общего к частному и наоборот рассказывайте ребенку об устройстве мира. На одном только развороте любого хорошего виммельбуха можно провести целый час, разговаривая с ребенком и обучая его!
Если про повседневную жизнь уже все рассказали, переходите к виммельбухам о путешествиях и разных странах, о профессиях, об узких темах окружающего мира (например, как устроена жизнь в улье, в театре) и даже историческим виммельбухам (например, эта огромная книга подойдет уже школьникам). Или вот, например, забавный развивающий логическое мышление виммельбух "Не может быть" - о том, что из нарисованного художником в жизни не бывает и почему.
Посмотрите в Лабиринте полный список доступных в продаже виммельбухов, уверены, вы найдете много интересных книг.
- Читайте-болтайте! Приятного вам времени с книжками и детьми. Ваша Таша (Михайлова)
Источник