"Бандитский Петербург. Адвокат": киноляпы и интересные факты. Часть 2
Часть 1

Старшего оперуполномоченного Георгия Субботина сыграл Александр Лыков, ставший широко известным после роли капитана милиции Владимира Казанцева («Казановы») в телесериале «Улицы разбитых фонарей». Дебютировал в кино в 1980 году, сыграв мушкетера в картине «Сирано Де Бержерак». В «Бандитском Петербурге» у него, к сожалению, лишь эпизодическая роль.

«Этот магнитофон с двойного убийства. Расстрельная статья», - говорит Субботин. Интересно, что его слова очень напоминают подобную, сказанную Жегловым в фильме «Место встречи изменить нельзя» (сцена допроса Маньки Облигации)…
… А вот что касается «расстрельной статьи», то здесь, как и в случае с Манькой, оперативник просто «берет на понт»: хотя приговоры к смертной казни перестали применяться только с августа 1996 года, чаще всего их заменяли максимальным сроком наказания, который тогда составлял 15 лет…
… хотя могли посадить и пожизненно, но это лишь в случае серийных убийств, совершенных «особо опасными рецидивистами» (УК РСФСР, Статья 24. «Лишение свободы»).
Операторский киноляп: в зеркале отъезжающих «жигулей» отразился видеооператор фильма.
Юридический киноляп: один бандит говорит другому про статью 122 Уголовного Кодекса. Время действия – 1992 год, а до 1 января 1997 года в РФ действовал УК РСФСР 1960 года. В нем 122 статья – «Злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей», и она к эпизоду отношения не имеет…
… Правильнее было бы сказать не «второй раз за такого красавца никому на себя 122-ю вешать не охота», а «102-ю», то есть «Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах».
Забавный на двери самодельный плакат с высказыванием: «Если родина думает, что она нам платит, то мы думаем, что мы ей работаем». Это исторический киноляп, поскольку задержек зарплаты в 1992 году работники МВД ещё не испытывали.
Следователя прокуратуры Марию Плоткину сыграла Заслуженная артистка РСФСР (1980) Елена Драпеко. Свою первую роль в кино исполнила в 1972 году, сыграв Лизу Бричкину в военной драме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…». И хотя в дальнейшем сыграла более 50 ролей в кино, дебютная осталась лучшей в её кинокарьере.
В дальнейшем тот факт, что опер Чернов расстегивает бандиту наручники, объясняется его тесной связью с криминалом. Но это сценарный киноляп: арестованного подозревают в двойном убийстве, и тут вдруг такая глупость, на которую никто не обратил внимания.
«Вы давно уже должны были по срокам на 201-ю выходить», - говорит прокурор. Речь идет о статье УПК РСФСР. То его об уголовно-процессуальном кодексе. И там статья 201 "Ознакомление обвиняемого со всеми материалами дела". Это сценарный киноляп: зрители по-прежнему думают, что речь о кодексе уголовном, и в тонкостях юриспруденции разбираться не обязаны.
Роль бабы Дуси (Евдокии Кузнецовой), уборщицы и бывшего следователя прокуратуры исполнила Народная артистка РСФСР (1980) Зинаида Шарко. В течение нескольких десятилетий была одной из ведущих актрис Большого драматического театра; среди лучших работ – Тамара и Ольга в спектаклях «Пять вечеров» и «Три сестры»…
… Кинозрителям актриса известна прежде всего как исполнительница главной роли в фильме Киры Муратовой «Долгие проводы»; за главную женскую роль в фильме Виталия Мельникова «Луной был полон сад» была удостоена ряда кинопремий, в том числе «Ники» и «Золотого овна». В кино Зинаида Шарко снималась мало. В частности, поскольку режиссёры находили её некиногеничной. Кинодебют состоялся в 1954 году в маленькой, даже не указанной в титрах роли почтовой служащей в фильме «Мы с вами где-то встречались»…
Впрочем, Зинаида Максимовна сыграла в 57 фильмах, в том числе дважды у Владимира Бортко. Впервые он пригласил её в свою картину 1998 года «Цирк сгорел, и клоуны разбежались».