7 эффективных приемов развития харизматического лидерства. Часть первая.
Эта статья третья в цикле о развитии харизматического лидерства. Очень рекомендую посмотреть предыдущие, тогда читать будет и интересней, и понятнее.
Сегодня остановимся на тех приемах развития харизматического лидерства, которые подтвердили свою эффективность не только на бумаге, а на примере более чем 300 руководителей (директоров, собственников), которых мне удалось консультировать с целью его развития за последние 20 лет.
Первое и самое важное, невозможно сделать среднестатистический список приемов, который подходит для всех, потому что для каждого человека есть необходимость развивать свой набор черт в соответствие с предпочтительным типом (статья "Каким харизматическим лидером могли бы быть вы?"). Однако, представленные в статье приемы, однозначно работают на развитие определенных черт. Каких? Буду указывать. Итак,
1. Развитие эмоционального интеллекта
Прием первый.
Для развития способности различать свои эмоции и распознавать свои стремления в текущий момент времени.
Упражнение "Вопрос себе"
Три раза в день поставьте будильник на произвольное время. По его сигналу остановите текущую деятельность и задайте себе вопрос:
1. "Что я чувствую?" Сначала будет очень трудно идентифицировать эмоции, поэтому рекомендую воспользоваться списком возможных, который находятся в свободном доступе в интернете. Задавая себе вопрос, поглядывайте на список. Это реально помогает. Для развития навыка ведите таблицу следующего содержания: день, время, эмоция, ее интенсивность и ее причина. Как вы видите из содержания таблицы, следующими вопросами, которые надо задать себе являются:
2. "Насколько сильна моя эмоция?" и
3. "Каков источник ее возникновения?" Обычная продолжительность выполнения до 5 минут вместе с заполнением таблицы.
Упражнение настолько простое, насколько и эффективное.
Прием второй.
Для развития способности пользоваться осознанием своих эмоций, мотивировать себя и справляться со своими эмоциональными реакциями на ситуации и других людей.
Упражнение "Конструктивная интерпретация"
Я его обожаю, поэтому уже описывала в одной из статей. Пользовалась и пользуюсь им и по сей день не только для развития данной группы навыков. Лет пятнадцать назад я применяла его для ухода от спонтанно возникающего негативного оценочного мышления к позитивному восприятию мира.
В каждой ситуации с негативным контекстом (например, вам наступили на ногу; вам нахамили; вы поняли, что ребенок заболел, в тот момент, когда пора выезжать на отдых; ребенок сообщает, что получил двойку; супруг/супруга сообщают, что уходят от вас; вам сообщают, что вас увольняют) постарайтесь быстро выдумать сильнейшее оправдание ситуации или человеку, которые стали источником ваших негативных переживаний. Например, двойка у ребенка - возможно это произошло когда он болел.
Важно: не оправдать на самом деле и руководствоваться далее этим оправданием, тем более недопустимо произносить это вслух, а до возникновения вашего негативного переживания (только у себя в голове) создать позитивный образ, объясняющий почему волноваться не стоит. Выдохнуть и продолжить общение в ровном состоянии.
Прием третий.
Для развития способности видеть эмоции других людей и понимать, что происходит с ними на самом деле, даже, если вы этого не чувствуете, способности к эмпатии.
Упражнение "Роли"
Очень часто здесь речь идет о развитии эмпатии, которая возникает, например, когда мы представляем себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно.
Составьте список близких людей, таких, которых вы хорошо знаете. Поочередно вживайтесь в роли этих людей.
Например, берем жену или мужа и готовим себя, отвечая на следующие вопросы:
Как вас зовут?
Каков ваш возраст?
Какие ваши любимые книги?
Куда вы ездили в отпуск?
Что вы больше всего любите?
Что вас больше всего печалит?
Что вас приводит в восторг?
В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
Чего вы боитесь?
На что или на кого вы чаще всего надеетесь?
Немного почувствовав другого человека. Вспоминаем ситуацию, которая была между вами в недалеком прошлом, когда вы не до конца поняли эмоции человека и его поведение. Пытаемся встать на позицию его в этой ситуации и ответить на вопросы:
что я чувствую (какую эмоцию)?
насколько сильные эмоции я переживаю?
почему именно такие и так сильно?
что является причиной такой моей эмоции?
что бы я хотел найти/приобрести в этой ситуации, а чего избежать?
Если по окончании упражнения вам удастся получить обратную связь от человека по корректности ваших ощущений, замечательно. Если нет, начните внимательней наблюдать за ним в ситуациях контакта и взаимодействия.
Прием четвертый.
Для развития способности налаживать/регулировать отношения с собеседником за счет осознания и своих эмоций, и его эмоций в текущий момент времени.
Классический метод, который помогает справиться с задачей - рефрейминг, однако, он сложен и требует подробного описания. Поэтому начнем с действенного, но простого упражнения.
Упражнение "Примерка эмоций".
В основе управления эмоциональным состоянием другого человека лежит "зеркальный " эффект, который гласит, что мы непроизвольно заражаемся эмоциями собеседника. Особенно, если они сильные, или негативного спектра. Таким образом, чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами.
Выберите эмоцию положительного спектра. Лучше всего, чтобы это была радость. Примерьте ее на себя. Создайте ее при помощи любимых приемов: музыка, воспоминания о любимом человеке, классный фильм ... Устраните мышечные зажимы на лице и в плечах (просто поболтайте руками и головой), наденьте на лицо улыбку и отправляйтесь разговаривать с любым человеком. Ваша задача как можно дольше сохранять радость внутри и расслабленность в мышцах. Эффект ошеломительный. В ответ собеседник начнет, если не улыбаться, то расслабится.
Продолжение статьи следует.
Пользуйтесь на здоровье. Задавайте вопросы. А главное, делитесь впечатлениями, когда попробуете.
Подписывайтесь на мой канал. Будет ОЧЕНЬ интересно и ЧРЕЗВЫЧАЙНО полезно!!!