"Утомлённые солнцем": киноляпы и интересные факты. Часть 7/7
Часть 6
Гневная речь Мити о том, как Котов будет скоро признаваться в том, что был японским, немецким и т.п. шпионом, для 1936 года звучит нелепо. В ту пору ещё не случалось подобных вещей.
Машина, на которой приехали сотрудники НКВД за Котовым, - это Packard 120. И это исторический киноляп, поскольку машина эта – представительского класса, элитная. На такой ездили президент США Франклин Рузвельт, короли Норвегии и Югославии, император Японии.
Звучит песня «Осень» в исполнении Вадима Козина. Слова: Елизавета Белогорская, музыка: Вадим Козин. И снова музыкальный киноляп: впервые пластинка с этой песней была записана только в 1939 году.
Крупного сотрудника НКВД сыграл Владимир Рябов – не актер, а лишь сотрудник фирмы «Русский клуб». Руководитель этой организации и предложил Рябова режиссеру, поскольку был одним из продюсеров «Утомленных солнцем». Впервые увидев его, Михалков воскликнул: «Вот это мордоворот!»…
… Много позже выяснилось, что Рябов – матерый уголовник, проведший в тюрьмах 18 лет. Причем одно из преступлений совершил после выхода фильма. В 2004 году его приговорили к 21 году в колонии строгого режима за убийство. А ведь режиссер придумал для него роль в продолжении, говоря о том, что «Рябов очень хорош, колоритен».
Подпись Сталина на портрете – также исторический ляп. Она выглядела в реальности иначе: см. фото.
Образ Котова в представлении режиссера сложился не сразу. Изначально Михалков даже хотел снимать Владимира Гостюхина, который сыграл крупную роль в его фильм «Урга. Территория любви». Но затем понял: так персонаж лишится полутонов, превратится в простого мужика, умеющего шашкой махать да приказы раздавать…
…Михалкову же хотелось показать человека простого, но в то же время умного, а ещё – умеющего нежно любить, и почти органично вписывающегося в атмосферу дворянской фамилии. Кроме того, Надю играла маленькая дочь режиссера, и никто бы лучше родного папы не сумел показать девочке, как правильно играть.
Фильм был зачислен в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 1994 года. Но пал жертвой конкурентной борьбы: награда досталась «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. Но огорчение создателей фильма было сглажено вручение Гран-при – второй по значимости наградой…
…В 1995 году картина получила «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Про финальные титры несколько лет спустя создатели фильма решили забыть. Так появились две серии продолжения.