"Неподдающиеся": киноляпы и интересные факты. Часть 1
В 1955 году, когда молодая актриса Надежда Румянцева сдавала госэкзамен во ВГИКе, один из членов высокой комиссии, шестикратный лауреат Сталинской премии, кинорежиссер и директор киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев настолько впечатлился талантом девушки, что сказал…
«Для неё надо специально писать сценарии». Но это пожелание сбылось не сразу. Правда, Румянцева к тому времени уже успела сняться в трех кинокартинах. Только роли там были небольшие. После выпуска из ВГИКа Надежда поступила на службу в Театр-студию киноактёра, и тут-то слова Пырьева стали обретать реальность…
… Она только в выпускном году снялась в трех кинокартинах, 1955-й стал самым продуктивным для молодой актрисы. Но… главную роль, написанную специально для нее, Румянцевой пришлось ждать ещё три года. А ведь всё это время Пырьев не забыл своего пожелания!..
…Ещё в 1955-м он поручил кинодраматургу Татьяне Сытиной написать сценарий для серьезной производственной кинокартины. В нем рассказывалось, как бригада на предприятии участвует в соцсоревновании, но находятся три безалаберных человека, которые портят всем показатели…
…И тогда же отыскивается девушка, решившая перевоспитать балбесов на свой страх и риск. Никаких особых надежд на Сытину, впрочем, Пырьев не возлагал. Да, человек она была волевой. Литературную деятельность начала в 1941 году, в начале ВОВ мобилизована в армию и направлена на фронт в качестве корреспондентки газеты «На разгром врага» и журнала «Огонёк». После демобилизации начала писать сценарии для кино…
… Только никаких особенных успехов у Татьян Григорьевны не отмечалось. Разве что в 1955 году вышел фильм «Сын», снятый по её сценарию. Работал над фильмом будущий именитый режиссер Юрий Озеров, в главной роли снялся Леонид Харитонов…
…Но сценарий новой картины, «Жизнь начинается», шел трудно. Сытина его буквально вымучивала из себя. До тех пор, пока не представила руководству «Мосфильма». Там решили: ну, пусть будет такое кино. И поручили его снимать режиссеру Юрию Чулюкину…
… Он, как и Татьяна Сытина, был в ту пору начинающим. За плечами имел всего один фильм, да и тот короткометражный, дипломный. Теперь же предстояло снять полный метр, а это, как известно, большая ответственность. И вот тут Пырьев вспомнил про выпускницу ВГИКа Румянцеву…
… Он позвонил Чулюкину и рекомендовал попробовать девушку на главную роль. Тот, выполняя поручение Пырьева (его просьбы всегда воспринимались, как руководство к действию – человеком он был жестким), пригласил Надежду. Начались съемки серьезного – подчеркнем – художественного фильма на производственную тематику…
…И время для её появления было выбрано удачно: в стране началась «оттепель», многие догмы советского кинематографа, рожденные в прежние времена, постепенно уходили в прошлое. Жестокая дисциплина первых «сталинских пятилеток» растворилась, и сразу полезло на поверхность то, за что в 1930-е можно было угодить на Колыму…
…Но теперь другое время, и не сажать решили да расстреливать, а перевоспитывать. И продолжаться это будет до середины 1980-х годов, когда окончательно станет понятно: бесполезно. Фильм «Афоня», кстати, - тому яркое доказательство. Но в 1959 году в идею перевоспитания ещё верили.
Кстати, ноги, лихо отбивающие чечетку в самом начале фильма, пока идут открывающие титры, принадлежат режиссеру – Юрию Чулюкину, который любил степ и хорошо его знал. А в этом кадре он и сам скрылся под кепкой.