"Место встречи изменить нельзя": киноляпы и интересные факты. Часть 18
Часть 17
Роль навязчивой официантки Марианны исполнила актриса Наталья Петрова, выпускница Московского института иностранных языков и бывшая модель объединения «Союзпушнина». В 1972 году она дебютировала в кино в фильме режиссера Александра Птушко «Руслан и Людмила».
Петрова оказалась на съемочной площадке случайно: заболела актриса, которую уже назначили на эту роль. Стали искать замену, и тогда о Наталье вспомнил Владимир Высоцкий – близкий друг мужа Петровой, коим был легальный советский миллионер Бабек Серуш…
… К тому времени Петрова решила, что больше сниматься не станет. Да и зачем? Очень обеспеченный муж, поездки за границу, легкая жизнь. А тут вдруг снова кино. Но перед обаянием Высоцкого устоять не смогла. Хотя после в кино появилась лишь спустя много лет, в 1991-м, в картине «Любовь на острове смерти».
Интересный факт: в 1983 году идентичная сцена встречи милиционера с уголовником, выдающим себя за офицера советской армии, будет показана в фильме «Приступить к ликвидации». В тех же интерьерах ресторана «Центральный», который в ленте выдается за «Асторию»…
… Например, оба персонажа посмотрятся в одно и то же зеркало для оценки обстановки. Разница лишь в том, что бандита – его сыграл Василий Лановой – удастся уговорить по-хорошему, и обойдется без попытки захвата, как в «Место встречи…».
Здесь авторы фильма постарались максимально сделать незаметным, что Наталью Петрову заменил каскадер Владимир Жариков. Но если присмотреться, становится понятно: фигура явно не женская. Сам каскадер об этом вспоминал: «Помните момент, когда Фокс ведет ее в танце к портьере, приподнимает?.. Дальше – стоп, камера. Остальное доснимали ночью в ресторане…
…Камера уже на улице. К окну сдвинули четыре стола. Я, загримированный, в чулках, передничке, разбегался по этим столам и вышибал собой стекло. Следом бежал каскадер, дублировавший Александра Белявского. Свет, конечно, приглушили… Но когда я влетел в кадр, почти сразу потерял парик. Поэтому кадр подрезали. На земле в осколках лежала уже актриса, игравшая официантку. То есть мой полет длился мгновение — мало, чтобы кто-то что-то заметил».
Во время погони милиционеров за Фоксом кажется, что вся бригада под руководством Жеглова вместе. В реальности снимали сцену 20 дней, поскольку все это время Высоцкого в Москве не было. Звучит только его закадровый голос, записанный позже в студии…
… Станислав Говорухин объяснял: «Еще в самом начале съемок фильма мы договорились с Володей Высоцким, что дадим ему возможность отдохнуть. Те несколько недель, пока снимались кадры погони, Володя провел в зарубежных поездках. Он появился лишь в самом конце и работал в течение буквально двух часов».
Как и официантку в «Астории», вылетевшую из окна, так и девушку-милиционера, сбитую бандитами, также сыграл каскадер Владимир Жариков.
Один из самых драматичных моментов съемок фильма. Главный оператор Леонид Бурлака вспоминал: «С этим моментом такая оплошность получилась. Никто заранее проверить не догадался, а стекло-то в окне автобуса оказалось чуть ли не 5-миллиметровой толщины. Когда начали съемки эпизода, Володя раз по нему ударил, другой – без толку…
…Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: «Ну все, "абзац"!». Смотрим, у него рука в крови: на пальце очень глубокий порез от осколка. А ведь вечером того дня Высоцкий должен был выступать с очередным концертом, его уже и машина ждала. Но в итоге пришлось выступление отменить, поскольку Володя не мог играть на гитаре».
Забавный эпизод: когда снимали погоню, часть территории возле Большого театра оцепила милиция. Но одна поклонница Высоцкого прорвалась. Тогда раздался его громкий вскрик. Когда члены съемочной группы примчались, увидели «картину маслом»: актер пытался оторвать от себя молодую женщину, а та в порыве страсти вцепилась зубами в его кожаное пальто.
Станислав Говорухин вспоминал: «Погоня муровцев за Фоксом стала самой сложной сценой. Мы занимались ею в течение месяца, а потом еще пришлось кое-что доснимать уже во время монтажа фильма. Обе машины – и «Фердинанд», и «Студебеккер» – оказались в очень плачевном состоянии, едва могли двигаться... Большинство кадров погони снято в московских переулках и на набережных Яузы, а один какой-то планчик мы снимали даже в Одессе».