Дискуссия психологов о тайных желаниях героев сказа
Мораль бажовского сказа, - посыл, так сказать, назидательный, - можно сформулировать как "Не расслабляйся!" ибо Баба-Яга не в лесу в избушке, и не в ступе по небу, а в стенах твоего дома :))
В данном случае дух горы, Хозяйка, не там, а тут )
Ответ автора цикла:
Ну это да, архетипически.
m-d-n.livejournal.com:
Именно, если лес и поле, два мира, нечистой силы и людей, и периодически туда-сюда переходы через опушку леса - как канон, существующий в культуре,
то рудник, шахта, необходимость работать в горе, - это нечистая сила в стенах твоего дома. Тогда понятно, почему этакая напасть "насылается" на тех, кто дальше от дома и посёлка, на бар в Петербурге, - ведь это они инициировали разработку горы и привели людей поля в шахту.
Ответ автора цикла:
Да) Но опять же я изложил нечто обратное.
"Нечистая сила", "душа камня" она может быть понята и как благо - такое "специфическое благо" конечно.
m-d-n.livejournal.com:
Я рассуждала так. Камни сформировались миллионы лет назад и после смерти людей будут, - если не растолочь их в пыль - существовать сотни лет. То есть они "природа", которую люди берутся выгрызать из земли, привозить к себе в украшение своих дворцов, то есть вечное ставить на службу временному. И вечное либо мстит, поражает воображение (сама царица падает в обморок, а до того испытывает эмоциональное отвержение, никто её не ждёт, люди уходят в другую залу за Танюшкой), либо - как вы предполагаете, - несёт какое-то благо. Какое?
Ответ автора цикла:
Камень не может быть понят без его восприятия как объекта прекрасного, прекрасное прежде всего - живое. Данила сравнивает узоры малахита с узорами травы, ищет камень, повторяющий форму цветка - и ему дают заготовку подобного рода.
Человеческое понимание красоты невозможно без одушевления - того или иного, для того, чтобы счесть камень прекрасным его оживляют, одушевляют.
А раз есть душа то она независима от нашей воли, не поддается прямому контролю - с ней надо договариваться, ее надо увидеть. Вот Танюшка - становится душой камня, после ее слияния со стеной камень становится красивее, а те, кто этого не понимает (и находится во власти страхов своих) еще смешнее.
Иначе, без одушевления, каменное мастерство было бы невозможным. И малахит оставался бы исключительно медной рудой - как это было с самого начала.
Собственно, здесь можно сказать, что восприятие красоты малахита - это тоже приближение к иному миру, "освященное" жертвой, которую принесла Танюшка.
m-d-n.livejournal.com:
Хотя, если подумать, - она же послушна матери и выполняет по дому все работы, и только потом берётся за то, что доставляет ей удовольствие, за разглядывание и примерку украшений. То есть Танюшка подчиняется s-.
И как только теряет способность подчиняться, пропадает из мира людей, становится (друг-недруг, приятель-неприятель, люди-нелюди) нелюдью.
Rinamois.livejournal.com:
Много думала. Решила, что это - первая феминистическая сказка, которая рассказывает о том, как стать независимой от патриархального мира.
Ответ автора цикла:
Вот соглашусь)
У Андерсена, конечно, можно поискать - но в русской традиции - да, это первая феминистическая сказка.
Собеседница:
По воспоминаниям я бы скзала про текст простецки - гений места и шизоидная девочка, под конец все умрут. Но это ж неинтересно.
m-d-n.livejournal.com:
А вы рассматривали идею, что Танюшка "суициднула"? Бажов первым стилизовал под сказ, то есть "русскую народную сказку" мысль о суицидальных намерениях. И в этом его художественная новизна :))
Rinamois.livejournal.com:
Вот. Мне даже в детстве казалось всегда - чего им не жилось, героям сказа (
m-d-n.livejournal.com:
Зову вас в партию сторонников Мортидо. Автор цикла гимн Либидо написал, пусть и в партеногенезном варианте, но жизнь продолжается, у него Хозяйка создаёт жизнь, а Танюшка создаёт вещи и деньги и потом аннигилируется. А я предлагаю развить мысль о том, что скаж Бажова - это гимн желанию не жить, провозвестник анорексии с её "морением себя голодом" на уровне тела, морением души голодом в отношениях нелюбви и т.д.
На мой деформированный профессией взгляд, в наши дни на терапию Танюшку привела бы мама, - профинансировала бы это дело за дочь, - с запросом "у неё нет друзей", а сама девушка смогла бы переформулировать запрос на "не могу влюбиться".
Rinamois.livejournal.com:
Если бы Танюшка попала к нарративному терапевту, он бы ей "объяснил", что она - асексуал или что "патриархальный дискурс навязал тебе свои стандарты".
Мне кажется, Танюшка попала бы к школьному психологу...
или бы родители радовались, что не за компом сидит, а работает )
m-d-n.livejournal.com:
Что может перегрузить эмоционально прохладного шизотимика? Только собственное либидо. Но оно, как справедливо заметили выше, сублимировано в рукоблудии за вышивками, поэтому отберите у Танюшки возможность вышивать, рукоблудное хобби, и вы поставите её лицом к лицу с пустотой своей социальной жизни - они никого не держит за руку, никого не обнимает, никого не трогает, не цепляется ни за кого, не привязана ни к кому.
У того, кто сидит за компом, руки трогают джойстик, клавиатуру или мышку :)) Компьютер - это беспроигрышный вариант.
Ещё я думала о том, что Танюшка ни с кем не дружит. То есть это такой Бажовский пересказ Фроммовской идеи "Иметь или быть", у неё есть ремесло, есть деньги, есть наследство от отца и капитал, есть фарт, везение - встреча с женщиной, покупающей украшения, есть цель, возможно, - своя внутренняя. У неё нет подружек, нет ни любовей, ни дружб с людьми.
Если брать сказки, народные, по которым вы спец, а я нет, - то верный друг там конь, или у царевича конёк-горбунок, дефектный, так сказать, конь, или вообще волк. Или "не бей меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь", то есть отношения взаимности вообще со случайными персонажами животного мира, - однако взаимность и взаимовыручка есть.
А с кем взаимные отношения у Танюшки кроме как со шкатулкой (увы, неодушевлённый предмет) и со странницей (которая в другом обличье Хозяйка, по-вашему, то есть инцестуозная привязанность к матер detected)?
Не в этом ли причина её суицидальных намерений и принятого решения не жить среди людей? Не сделал ли тот же самый выбор когда-то её отец, Степан?
Такие провокационные вопросы хотелось мне вам подкинуть :)
Ответ автора цикла:
Это к вопросу "Хозяйка, кто она?" "Почему она выбрала именно Степана?"
Если мы предполагаем Хозяйку как выжившего ребенка, выброшенного родителями в лес из-за ее "дурной кармы" - заметьте, мы ничего не знаем о родителях Степана - то она будет выбирать того, кто будет ей близок по "живой крови" - а кто может ей быть более близок, чем родной брат? Брат остался, сестра была выброшена "в гору".
И в сказе мы видим их контакт, в том числе и сексуальный - но опосредованный, а не прямой. Опять же - почему в рассказе он остался опосредованным - из-за табу - они же брат и сестра.
m-d-n.livejournal.com:
Это, кстати, версия.
Ответ автора цикла:
Да, Танюшка, конечно, совершает самоубийство в "упомянутом смысле" - мы здесь опять предвосхищем развязку - тем не менее, это, конечно, подлежит обсуждению.
Ее самоубийство - кстати, не понятое и не воспринятое "заводом" - сравним его с "подвигом" кузнеца Вакулы у Гоголя - не есть "героизм" а есть свидетельство невозможности совмещения "идеала" и "реалий".
Эта тема поднимается у Бажова дальше, получая раскрытие в "Каменном цветке".
m-d-n.livejournal.com:
Бажов, если я правильно помню, из религиозной среды был, для него суицид это табу. Так он в художественном произведении сублимировал, не иначе :) свои суицидальные импульсы.
Собеседница:
Знаете, меня все же удивляет, что под окнами Танюшки парни табунами ходили. Но может заводские - они такие, не чета деревенским )
Для деревенских она однозначно была бы почти нежитью, кем-то близким к ведьмам/знахаркам и тд, изгоям, в общем - нелюдимая, неприветливая, изящная (никакой тебе крови с молоком, как помнится), в ней же нет ничего женского манкого. Тайна есть, а тепла нет - обычно это настораживает.
И мне близка точка зрения про суицид. Самоубийство как способ возвращения домой. У юнгианцев это цепочка - нет отношений с реальной матерью (депрессия, мертва) - устанавливаются отношения с архетипической, идеальной. А отделиться от идеальной матери занятие посложнее чем от реальной (это миф о Кибеле), просто потому что человек находится в поле бесконечных непроявленных возможностей и тотального принятия, с этим сложно расстаться.
У Танюшки эмоциональных отношений с матерью, у нее есть связь с Хозяйкой. Вот они и возвращаются домой.
Ответ автора цикла:
Да, эта точка зрения вполне обоснована) особенно о связи с архетипической матерью.
Но...уж больно она однозначная, так что ли. Как-бы родившись изгоем "нежитью" она и не должна была меняться - а это же по тексту не так.
Впрочем, как вариант "этой сказки" более простой, чем исходный текст - вполне может быть.
Собеседница:
Лежит на поверхности, да. В общем, пересказала детские впечатления. Тем интереснее чем закончится - очень затейливо, так что я просто радуюсь.
Источник