Судьба Танюшки: дух камня в мире людей

Судьба Танюшки: дух камня в мире людей

Часть VI из цикла "Хтонь", о трех преображениях Танюшки и развязке сказа.

После второго преображения Танюшка в полной мере получает контакт со своим "геном камня" – что делает ее на заводе по меньшей мере странной, и уж точно – высокомерной.

Если до этого преображения она, все-таки, "больше человек", то после - человек и хтоническая сущность в равной степени.

И ее путешествие в Сам-Питербурх становится возможным вследствие ее "раздвоенного" поведения - сочетания в одной женщине "каменного" высокомерия и непомерной требовательности с уникальной красотой и деловой рациональностью, сочетания, мимо которого может пройти редкий мужчина.

Шкатулка продается, цепь событий, последовавших за этим, становится поводом для изготовления Танюшкой портрета шелками – своего рода "нерукотворной иконы", практически сразу становящейся предметом поклонения.

- Это мне безо внимания, что барин Турчанинов хочет у меня жену увезти. Пущай повезет! Мне такую не надо. У меня вот кто есть! - Да и достает из кармана тот шелковый патрет. Все так и ахнули, а паротина баба и рот закрыть не может. Барин тоже въелся глазами-то. Любопытно ему стало.

А картина третьего преображения уже настолько ясна, что даже в иллюстрациях к сказу мы видим композиции, где-то параллельные иконописным.

Судьба Танюшки: дух камня в мире людей

(иллюстрация мастерской "Палешане" и икона Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, начало XV века)

[img]"[/img]

Судьба божьего ребенка

Во второй части цикла я писал о "замысле" Хозяйки и о том, как она изменила Степана, передав часть своей сущности в его руки.

Но разбор "Малахитовой шкатулки" показывает, что фактический результат своего "эксперимента с репликацией" Хозяйка представляет себе только в общих чертах, если представляет вообще.

Ведь она впервые проделывает его в заводской среде (если не вообще впервые – мы же ничего не знаем о происхождении Хозяйки), а ее движение "прочь из Горы" вызвано не мотивом, а стимулом – ограниченностью запасов малахита на Гумешках.

Выходя из Горы, она стремится продлить свое существование - не более того?

В движении иной (хтонической или нет) сущности "вовне" (а можно сказать и "вовнутрь", в "мир людей") важна не только его сущность, но и форма, то, каким способом оно осуществляется.

Будучи дочерью двух матерей, Танюшка приходит в мир людей проторенным путем "непорочного зачатия".

Вспомнить здесь можно не только Новый Завет, но и Волны (которые гасят ветер).

На "человеческом плане существования" судьба такого дитя, чаще всего трагична.

Причиной этому служит не только стремление общества не меняться, остаться таким, каким оно было вчера – поддерживаемое ксенофобией, но и оторванность "иного" от его источника, от силы, поддерживающей его существование в целом.

В каком-то смысле "чудесное дитя" все равно погибнет, а что последует за этой гибелью – это другой вопрос.

Трагичной, в этом смысле, представляется мне и судьба Танюшки.

Ведь в итоге оказывается, что выбранный Хозяйкой способ выхода "из Горы" завершается в сказе – новым слиянием тела и камня, фигуры и фона.

[img]"[/img]

Сил, получаемых дочерью Хозяйки, от распиленного, разделенного на мелкие пластинки, пущенного на облицовку малахита не хватает на то, чтобы существовать и властвовать в Сам-Питербурхе так же свободно, как властвует Хозяйка в Полевском.

"Малахитовая шкатулка" – манифест действенного существования "царства камня", царства его красоты, блеска и гармонии. Царства "не от мира сего", царства выше власти денег и власти цезаря.

А для нас, людей - в конце сказа оставлено "место для размышлений", намек на счастливый конец.

Действительно ли Танюшка вернулась в Гору – или же "двоение Хозяйки" всего лишь иллюзия?

[img]"[/img]

Вопрос, на самом деле, остался открытым.

Автор текста https://alexjourba.dreamwidth.org/

Подписывайтесь на тэг "хтонь", чтобы читать цикл целиком.


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий

Видео

Книги