Дочь двух матерей. Происхождение Танюшки

Дочь двух матерей. Происхождение Танюшки

Часть V из цикла "Хтонь", в которой мы говорим об отношениях матери и дочери.

После выяснения того, кем бы мог быть "молодой барин", мы ближе подходим к сути сказа, теперь нам необходимо разобраться с деталями отношений Танюшки и ее матери, Настасьи, и, неизбежно, с вопросом о происхождении Танюшки (здесь и ниже иллюстрации Г.С. Мосина, 1975 - по ссылке есть их коллекция.)

Дочь двух матерей. Происхождение Танюшки

Подмененное ли дитя?

Степан, безусловно, чувствовал связь своей дочери и Хозяйки.
Так эту девчоночку Памяткой и звал.
- Ну-ка ты, Памятка моя!
И когда случалось ей что покупать, так завсегда голубенького либо зеленого принесет.

Замечала ли это в поведении мужа Настасья? Скорее всего – да, но как она к этому относилась, как она это переживала?

Настасья не встречалась с Хозяйкой при жизни Степана (в отличии от Катерины, героини второго цикла сказов). Она знала о Степане и его жизни до свадьбы с его слов и по рассказам заводчан.

Но если Степан, вероятно, молчал в семье о Хозяйке и их встрече, то "устное творчество народа" не молчало и было фантазийным.

Представления у Настасьи о том, что именно было между Степаном и Хозяйкой, и откуда взялась шкатулка, могли быть сколь угодно негативными для нее (подтверждающими, что Степан был с Хозяйкой в сексуальной связи) – молва о том, что Степан "продал душу" нечистой силе, да и необычный успех Степана, бывшего до встречи с Хозяйкой "одним из" многих как он, "доказывала" это.

Однако, в характере Настасьи преобладает рациональная, земная сторона – а вся мистика (да и негатив) вытесняется на дальнюю периферию действий и сознания – да, не все "чисто" - но ведь жизнь налажена, дети родились, "дом полная чаша", да и если что-то было, то до свадьбы.

[img]"[/img]
Позитив реальной жизни существенно повышает способность Настасьи пережить эмоциональные проблемы, связанные с прошлым ее мужа.

Красота, гармоничность, симметричность Танюшки была заметна и в семье, и в заводе – но "красота на отличку" в совокупности с холодностью характера вызывали у Настасьи чувство отторжения, представлялись ей (и не без оснований) признаком чуждости.

Ровно и всамделе гарусинка из праздничного пояса выпала - далеко ее видно. И хоть она не шибко к чужим людям ластилась, а всяк ей - Танюшка да Танюшка.
Самые – завидущие бабешки, и те любовались. Ну, как, - красота! Всякому мило.
Одна мать повздыхивала:
- Красота-то-красота, да не наша. Ровно кто подменил мне девчонку.

Мультфильм по сказу "Малахитовая шкатулка" П.П. Бажова, читает профессиональный чтец

Несмотря на эти слова мать считает Танюшку родной, не относя ее к подменышам (иначе судьба ребенка могла сложиться бы совсем не так).

А была ли Танюшка подменышем на самом деле?

Как известно из волшебных сказок, "замена" детей "малым народом" чаще всего осуществляется путем похищения младенца у матери, находящейся без сознания после родов.

Если бы в сказе произошла именно такая "подмена", то "Танюшек" должно было бы оказаться двое - дочь Степана и Хозяйки и дочь Степана и Настасьи.

Двое связанных "подмененных" обладали бы и связанной судьбой - вместе с судьбой дочери Степана и Хозяйки должна была бы решиться и судьба дочери Степана и Настасьи – Хозяйке пришлось бы забрать ее в Гору (соответствующим образом изменив) или уничтожить.

[img]"[/img]

Но существует и другая (очень необычная) возможность "подмены".

Вспомним, что именно произошло при "изменении" Степана Хозяйкой - Степан принял часть Хозяйки (слезы, которые могли быть и не слезами вовсе) в свою руку.
(а у самой слезы. она это руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают.. камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая, и трясется маленько......Степан принял камешки, поклонился низко и спрашивает: - куда мне итти?)

[img]"[/img]

И вот, после долгих лет, на протяжении которых Степан хранил то, что ему было передано - он слышит:
- Не иначе эта у тебя, Степан, из кистей выпала.
В кого только зародилась! Сама черненька да басенька, а глазки зелененьки.
На наших девчонок будто и вовсе не походит.

Фраза о рождении Танюшки "из кистей" позволяет предположить, что она физически не наследовала кровь Степана.

Танюшка – дочь двух матерей – Хозяйки, передавшей Степану свои "слезы" (своего рода "яйцо", ведь Хозяйка "где-то ящерица" - а ящерицы являются единственными позвоночными, у которых имеются партеногенетические виды – способные размножаться без самцов) и Настасьи, получившей от Хозяйки в подарок "малахитовую шкатулку".

Автор текста https://alexjourba.dreamwidth.org/

Подписывайтесь на тэг "хтонь", чтобы не пропустить новые части цикла.


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги