А был ли зайчик? По следам молодого барина

А был ли зайчик? По следам молодого барина

Часть IV из цикла "Хтонь", в которой мы обращаемся к истории России и вспоминаем Екатерину II.

А был ли зайчик? По следам молодого барина

Хотя такая краткая характеристика и "задает" определенную мифологическую роль "молодого барина" - я, все же, попытался понять - кто же был наследником А.Ф. Турчанинова на самом деле.

По данным ВГД (Всероссийского Генеалогического Древа) у А.Ф.Турчанинова было 3 сына:
Алексей Алексеевич,1766 г.р., коллежский асессор. Жена: Ольга Кирилловна Томашева. Проживал в с.Сергиевское Пензенской губернии.
Пётр Алексеевич, 1767 г.р., старший адьютант штаба П.С. Потёмкина, позже обер-кригс комиссар, член-корресподент Казанского Университета.
Александр Алексеевич, 1771 г.р., корнет лейб-гвардии Конного полка, позже полковник. Проживал в своём имении в г.Горбатов Нижегородской губернии. 2-я жена: Александра Филадельфовна, урождённая Дьячкова.

Рассказывая историю приезда "молодого барина" на завод, Бажов пишет:

Старый барин к той поре вовсе утлый стал, еле ногами перебирал. Он и придумал сына женить на какой-то там графине ли, что ли. Ну, а у этого молодого барина была полюбовница, и он к ей большую приверженность имел **** хитренько с Паротей-то он устроил, а смерть его перехитрила - взяла и стукнула. Сына так и не успел женить, и он теперь полным хозяином стал.

Несмотря на то, что история Пароти выглядит правдоподобно - в ней есть одна и большая "натяжка" - у "комплекса" Сысертских заводов (включавших Полевской завод) после смерти А.Ф. Турчанинова не могло быть "полного хозяина".

Фактическая история этого наследования очень подробно разобрана в статье Е.Г.Неклюдова Сысертские заводы наследников А.Ф. Турчанинова в конце XVIII — середине XIX в.: модель «конфликтного владения».

Он, в частности, пишет:

Проблемы, которые сопутствовали дальнейшей истории этого округа, начались сразу после того как 21 марта 1787 г. Алексей Федорович (13 ноября 1783 г. получивший дворянский диплом) скончался в своем петербургском доме.

Как сообщала его вдова Филанцета Степановна (его вторая жена), Алексей Федорович не оставил завещания "как о детях, так и о имении своем".

В такой ситуации раздел наследства должен был осуществиться в законном порядке между всеми его наследниками.

Кроме вдовы ими были признаны три сына – коллежский асессор Алексей (тогда ему исполнился 21 год), старший адъютант штаба генерал-поручика П.С.Потемкина Петр (20 лет), корнет лейб-гвардии конного полка Александр (16) и пять дочерей – Екатерина (17), Наталья (14), Елизавета (13), Надежда (12) и Анна (7).

Оно делилось на 14 частей, 2 из которых, как полагалось по закону, получила мать, по две 1/3 части достались каждому из сыновей и по одной – дочерям. В каждую из частей входили и вотчинные имения, и заводы.

Но, если первые действительно были разделены между наследниками по количеству крепостных душ, то заводы, как "нераздробимое владение", остались в общей собственности всех участников, каждый из которых считался владельцем отошедшей ему доли.

В дальнейшем именно это имение стало ареной борьбы родственников – совладельцев за право владения и управления заводами.

Таким образом, Сысертские заводы стали "совместной собственностью" семьи Турчаниновых.

Как выяснилось позже, главными "управляющими" заводов оказались вовсе не мужчины, а женщины - вдова Филанцета Степановна и Наталья Алексеевна Турчанинова-Колтовская - которой в момент смерти отца было всего 14 лет.

Постепенно сложились две враждующие между собой партии: одна группировалась вокруг Филанцеты Степановны, другая – вокруг Натальи Алексеевны, в 1789 г. вышедшей замуж за обер-бергмейстера Николая Тимофеевича Колтовского.

По доверенности жены Колтовский управлял ее имением до 1794 г.(даты ее совершеннолетия, ей исполнился 21 год).

В 1796 г. попечителем завода (от имени Натальи Алексеевны) был выбран бригадир Русаков, а позже энергичной заводовладелице, возможно ставшей фавориткой императора Павла, покровительствовал президент Коммерц-коллегии и первый министр юстиции - знаменитый поэт Г.Р. Державин.

Кстати, Филанцета Степановна, вступив в права наследства, обходилась с малахитом довольно грубо. Я находил свидетельство о том, что она, приехав в Полевской, приказала отправить в медеплавильную печь несколько подготовленных для отправки в Санкт-Петербург в качестве подарков больших малахитовых столешниц - только для того, чтобы не тратиться на их пересылку.

[img]"[/img]

Автор текста https://alexjourba.dreamwidth.org/

Подписывайтесь на тэг "хтонь", чтобы не пропустить следующие выпуски.


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги