Как сказать умственно отсталому ребёнку о разводе

Как сказать умственно отсталому ребёнку о разводе

Сегодняшний очерк особенностей восприятия умственно отсталых детей (детей с задержкой психического развития) подводит итог материалам, которые публиковались на нашем канале.

В публикациях предыдущих дней ситуация развода родителей показана с точки зрения девочки, которая затрудняется сообразить вещи, о которых легко догадывается читатель.

У моего папы другая женщина

Тайная жизнь моего папы

Одна маленькая ложь может изменить папину жизнь

Папа, почему вы развелись?

Судя по комментариям, не все читатели догадались :)

Поэтому напишите, пожалуйста, нужна ли вам отдельная публикация с расшифровкой построчно в материале, где и что именно "не догнала" девочка в житейских ситуациях, описанных в истории.

Ниже текст занятия со студентами-психологами по данному материалу.

Какие особенности психики детей с ЗПП проявились в материале

Дети с ЗПП испытывают меньшую потребность в познании окружающего мира и практически не задают вопросов Для чего? Зачем? - вопросов целеполагания и смыслообразования (подтвердите примерами из истории).

Они задают значительно меньше вопросов Как? Где? Когда? Почему? и в целом занимают пассивную, а не активную жизненную позицию (что и иллюстрирует история, собственно).

В результате слабости умственной деятельности такие дети получают бедные, неполные, а порой и искажённые представления об окружающем. Их восприятие опирается на непроизвольное внимание (вместо произвольного) и ему не хватает скорости. Эмоционально яркому уделяется больше внимания, чем существенному, главному.

Узнавание занимает очень много времени и полно путаницы в буквах, цифрах, сходных по звучанию словах, положению на местности, правой и левой стороне. Любая воспринятая информация соотносится с памятью и мышлением очень медленно (по сравнению со сверстниками с сохранным интеллектом), а извлекается из памяти и воспроизводится в нужный момент очень плохо.

Из-за недоразвития и восприятия, и мышления, умственно отсталые дети не отличают главное от второстепенного, не понимают причинно-следственных связей, не улавливают сути отношений между персонажами (подтвердите примерами из истории).

Круг интересов детей с ЗПП сужен до бытовых вопросов. Общая эрудиция хромает. Связать новую информацию с имеющимся багажом знаний самостоятельно не получается.

Замедленный темп и недостаточная активность познавательных процессов приводят к фрагментарности: дети с ЗПП исполняют не танец, а только отдельные движения, в рассматриваемой картине не понимают сюжета, а описывают самую притягательную для них фигуру или предмет, из обращённой к ним речи выхватывают только некоторые фразы.

Если не руководить восприятием умственно отсталого ребёнка, то он никогда не сумеет понять преподаваемого ему материала. Такие дети не могут самостоятельно рассматривать, подмечать, самостоятельно и системно анализировать.

Умственно отсталые дети способны описать величину и цвет предметов, но не умеют проводить сопоставительный анализ, описать отличительные признаки. Не умея выделить главное и второстепенное, они проводят сравнение двух объектов или по несущественным признакам, или по несоотносимым признакам.

Чем глубже умственная отсталость ребёнка, тем меньше у него критики к собственным действиям, тем меньше способности самому найти ошибки и провести работу над ошибками. Такие дети часто начинают выполнять задание, не дослушав его до конца, не поняв цели, без внутреннего плана решения задачи.

Искажённое восприятие и неполное осмысление происходящего опирается на избирательную память таких детей. Из-за ведущей роли непроизвольного внимания они лучше запоминают внешние, порой случайные зрительные признаки, а не внутренние логические связи и переходы от идеи к идее.

Воспроизведение заученного материала - процесс, требующий сосредоточения внимания, направленных усилий и мнемотехники (способов опереться на свою сильную сторону, чтобы лучше запомнить).

Воспроизведение по памяти и пересказ у детей с ЗПП носят бессистемный характер (подтвердите примерами по тексту истории).

Если неспособность находить сходство между предметами на более высоком, абстрактном уровне, и функции самоконтроля за своими действиями традионно соотносятся с лобными долями мозга, то быстрая истощаемость вследствие умственного усилия, слезливость и слабость, возникающие как "охранительное торможение" перегруженной психики, нейропсихологи традиционно соотносят со стволовыми структурами мозга.

На уровне не нейропсихологии, а поведения, неуспехи ребёнка с ЗПП выглядет как примитивность интересов, потребностей и мотивов, неспособность постараться, вникнуть, совершить усилие, удовлетворённость самым скудным, поверхностным или случайно названным ответом. При возникновении трудностей умственно отсталые дети даже не пытаются их преодолевать.

Они избегают заданий обычной (не говоря уже о повышенной) сложности, и легко бросают выполнение задания на середине, если оно не поддаётся. Одним словом, ищут лёгкой дороги.

Всё это описывается психологами как недостаточно развитый волевой компонент в структуре личности. Если воспитатели настаивают, дети с ЗПП легко формируют "условно желательный симптом" и начинают жаловаться на здоровье, чтобы уклониться от учебного процесса (подтвердите примерами из истории).

Эмоции также недоразвиты. Чем глубже умственная отсталость, тем грубее эмоции (без оттенков переживаний), тем они лабильнее (неустойчивее, легко сменяют одна другую), тем поверхностнее (возникают как отклик на ситуацию снаружи, переживания внутри не вызывают волнения).

Целеполагание и самостоятельное планирование деятельности совершенно закономерно оказывается тоже недоразвитым. Ребёнок с ЗПП приступает к заданию без предварительной ориентировки в нём. В ходе выполнения поручения умственно отсталые ориентируются не на конечную цель, а на одобрение того, кто присутствует при выполнении задания.

Всё вышеперечисленное накладывает неизгладимую печать на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Как сказать умственно отсталому ребёнку о разводе родителей

В соответствии с доступным ему уровнем восприятия и осмысления новой для него ситуации, отвлекая от дискомфорта, переключая внимание на приятное ребёнку.

Говорить надо максимально конкретно и бытовым языком: теперь будешь жить тут по таким дням, а тут на таким. Пойдём посмотрим интересное кино.

Вопросы по материалу для студентов-психологов

1. Вопрос "Папа, почему вы развелись" девочка могла была задать ещё в возрасте "почемучек", то есть в 4-6 лет. Какой вывод делает психолог из факта, что девочка смогла задать этот вопрос только после двух лет нахождения в ситуации развода родителей, в 8 лет?

2. Дети с умственной отсталостью проявляют себя как ведомые. Кто из членов семьи является "ведущим" для героини истории, на кого она ориентируется в повседневной жизни?

[img]"[/img]


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий

Видео

Книги