Свобода дорогой ценой. Хозяйка медной горы становится частью мира людей

Свобода дорогой ценой. Хозяйка медной горы становится частью мира людей

Часть II из цикла "Хтонь", о Хозяйке Медной Горы и Степане (в ней мы погружаемся в реальность сказа, считая, что все описанные в нем события происходили на самом деле - а рассказчик лишь немного исказил их).

В момент расставания Хозяйка "выпускает наружу", свою человеческую часть – ее рука теплеет, дрожит, Хозяйка плачет.
(а у самой слезы. она это руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают.. камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая, и трясется маленько).

Приписывая камням материальную ценность (кстати, временную, так как диоптаз ценился очень специфически, как коллекционный материал)
(на-ка вот, возьми на разживу. большие деньги за эти камешки люди дают. богатый будешь),
она обесценивает свой порыв перед Степаном – но задача решена – Степан берет камни:
(Степан принял камешки, поклонился низко и спрашивает: -куда мне итти? - а сам тоже невеселый стал).

Защита Степана (состоящая, очевидно, в следовании долгу и своим обещаниям) пробита – он дезориентирован взаимоисключающими условиями и "изменен" обедом во владениях Хозяйки. Теперь, ощущая "человеческую", "женскую" часть ее души Степан испытывает потрясение, инсайт, катарсис.

И – после этого третье условие Хозяйки – не вспоминать о ней – уже не может быть им выполнено, он становится проводником ее сущности во внешний мир, способный к движению и изменениям.

Изменение Степана после его возвращения из горы, становится заметно окружающим
(не иначе, - говорит, - Степан душу нечистой силе продал),

и они пытаются использовать это изменение к своей выгоде. По ходу дела подтверждается, что они не просто замечают это изменение, но и уверены в нем
(приказчик расковать Степана и приказ такой дал - на Красногорке работы прекратить - кто, - говорит, - его знает? может, этот дурак от ума тогда говорил. да и руда там с медью пошла, только чугуну порча).

Меняется и характер общения Степана с начальством
(меня уж раз оплели. ученый я ноне. сперва вольную пиши, потом стараться буду, а что выйдет – увидим).

Степан находит и "переносит в мир людей" необходимые Хозяйке "аттракторы" – глыбу в 100 пуд и столбы 5 сажень длиной:

(вырубили из этой малахитаны столбы, какие им надо, выволокли наверх, и барин их на приклад в самую главную церкву в Сам- Петербурхе отправил).

В этом сообщении есть два момента - указание на время действия сказа - 1770 год (первая глыба гумешенского малахита) и анахронизм - отделка малахитом петербургских дворцов и Исаакиевского собора происходит через 60 лет - в 1830-ых годах.

После переноса "аттракторов" тактическая задача Хозяйки выполнена и добыча малахита на Гумешках приостанавливается под "понятным народу" предлогом дохристианской природы Хозяйки:
(так с той поры Гумешки на убыль и пошли, а потом их и вовсе затопило. говорили, что это Хозяйка огневалась за столбы-то, слышь-ко, что их в церкву поставили. а ей это вовсе ни к чему).

Однако, Степану, измененному Хозяйкой, жизнь в мире становится в тягость.

После рождения дочери Танюшки (последнего ребенка – который, как потом становится ясно, становится ипостасью Хозяйки), Степан теряет интерес к жизни, впадает в депрессию (ему в это время, видимо, около 40 лет).

Его мысли направлены на момент расставания с Хозяйкой, он пытается вернуться к ней, разрешив поставленную перед ним дилемму,
(жить бы ровно да радоваться, а он невеселый стал и здоровьем хезнул…..и все, слышь- ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит),

но умирает – зажав в руке "слезы Хозяйки", причем Хозяйка только оплакивает Степана – но не может его вернуть, даже в Гору
(около покойника ящерку зеленую видели, да такую большую, каких и вовсе в наших местах не бывало. сидит будто над покойником, голову подняла, а слезы у ей так и каплют).

История Степана заканчивается с его смертью – но не история Хозяйки.

Степан, тот "добрый", которому "радости мало" встретиться с олицетворением хтонической силы, которая использует людей, более слабых, более ранимых – "плесень мира гор", а не их "дух".

Однако, без людей, без их крови – эти силы обречены на неподвижность и, из-за своей неподвижности – на исчерпание и гибель.

Поэтому камень и кровь должны соединиться – первый шаг сделан – родилась Хозяйка, нужен второй шаг – Хозяйка должна обрести свободу.

[img]"[/img]

Автор текста https://alexjourba.dreamwidth.org/

Подписывайтесь на тэг "хтонь", чтобы читать все главки цикла.


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги