ALTEREGOO.RU - все о психологии, для психологии и о психологах » Статьи » Карьера и самореализация » Свобода дорогой ценой. Хозяйка медной горы становится частью мира людей

Свобода дорогой ценой. Хозяйка медной горы становится частью мира людей

Свобода дорогой ценой. Хозяйка медной горы становится частью мира людей
Карьера и самореализация
admin
Фото: Reuters
16:09, 26 май 2020
278
0
{short-story limit="840"}

Часть II из цикла "Хтонь", о Хозяйке Медной Горы и Степане (в ней мы погружаемся в реальность сказа, считая, что все описанные в нем события происходили на самом деле - а рассказчик лишь немного исказил их).

В момент расставания Хозяйка "выпускает наружу", свою человеческую часть – ее рука теплеет, дрожит, Хозяйка плачет.
(а у самой слезы. она это руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают.. камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая, и трясется маленько).

Приписывая камням материальную ценность (кстати, временную, так как диоптаз ценился очень специфически, как коллекционный материал)
(на-ка вот, возьми на разживу. большие деньги за эти камешки люди дают. богатый будешь),
она обесценивает свой порыв перед Степаном – но задача решена – Степан берет камни:
(Степан принял камешки, поклонился низко и спрашивает: -куда мне итти? - а сам тоже невеселый стал).

Защита Степана (состоящая, очевидно, в следовании долгу и своим обещаниям) пробита – он дезориентирован взаимоисключающими условиями и "изменен" обедом во владениях Хозяйки. Теперь, ощущая "человеческую", "женскую" часть ее души Степан испытывает потрясение, инсайт, катарсис.

И – после этого третье условие Хозяйки – не вспоминать о ней – уже не может быть им выполнено, он становится проводником ее сущности во внешний мир, способный к движению и изменениям.

Изменение Степана после его возвращения из горы, становится заметно окружающим
(не иначе, - говорит, - Степан душу нечистой силе продал),

и они пытаются использовать это изменение к своей выгоде. По ходу дела подтверждается, что они не просто замечают это изменение, но и уверены в нем
(приказчик расковать Степана и приказ такой дал - на Красногорке работы прекратить - кто, - говорит, - его знает? может, этот дурак от ума тогда говорил. да и руда там с медью пошла, только чугуну порча).

Меняется и характер общения Степана с начальством
(меня уж раз оплели. ученый я ноне. сперва вольную пиши, потом стараться буду, а что выйдет – увидим).

Степан находит и "переносит в мир людей" необходимые Хозяйке "аттракторы" – глыбу в 100 пуд и столбы 5 сажень длиной:

(вырубили из этой малахитаны столбы, какие им надо, выволокли наверх, и барин их на приклад в самую главную церкву в Сам- Петербурхе отправил).

В этом сообщении есть два момента - указание на время действия сказа - 1770 год (первая глыба гумешенского малахита) и анахронизм - отделка малахитом петербургских дворцов и Исаакиевского собора происходит через 60 лет - в 1830-ых годах.

После переноса "аттракторов" тактическая задача Хозяйки выполнена и добыча малахита на Гумешках приостанавливается под "понятным народу" предлогом дохристианской природы Хозяйки:
(так с той поры Гумешки на убыль и пошли, а потом их и вовсе затопило. говорили, что это Хозяйка огневалась за столбы-то, слышь-ко, что их в церкву поставили. а ей это вовсе ни к чему).

Однако, Степану, измененному Хозяйкой, жизнь в мире становится в тягость.

После рождения дочери Танюшки (последнего ребенка – который, как потом становится ясно, становится ипостасью Хозяйки), Степан теряет интерес к жизни, впадает в депрессию (ему в это время, видимо, около 40 лет).

Его мысли направлены на момент расставания с Хозяйкой, он пытается вернуться к ней, разрешив поставленную перед ним дилемму,
(жить бы ровно да радоваться, а он невеселый стал и здоровьем хезнул…..и все, слышь- ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит),

но умирает – зажав в руке "слезы Хозяйки", причем Хозяйка только оплакивает Степана – но не может его вернуть, даже в Гору
(около покойника ящерку зеленую видели, да такую большую, каких и вовсе в наших местах не бывало. сидит будто над покойником, голову подняла, а слезы у ей так и каплют).

История Степана заканчивается с его смертью – но не история Хозяйки.

Степан, тот "добрый", которому "радости мало" встретиться с олицетворением хтонической силы, которая использует людей, более слабых, более ранимых – "плесень мира гор", а не их "дух".

Однако, без людей, без их крови – эти силы обречены на неподвижность и, из-за своей неподвижности – на исчерпание и гибель.

Поэтому камень и кровь должны соединиться – первый шаг сделан – родилась Хозяйка, нужен второй шаг – Хозяйка должна обрести свободу.

[img]"[/img]

Автор текста https://alexjourba.dreamwidth.org/

Подписывайтесь на тэг "хтонь", чтобы читать все главки цикла.


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)