Свобода дорогой ценой. "Двойные послания" Хозяйки

Свобода дорогой ценой. "Двойные послания" Хозяйки

Часть II из цикла "Хтонь", о Хозяйке Медной Горы и Степане (в ней мы погружаемся в реальность сказа, считая, что все описанные в нем события происходили на самом деле - а рассказчик лишь немного исказил их).

Свобода дорогой ценой. "Двойные послания" Хозяйки

После того, как Степан исполняет то, о чем его просила Хозяйка, он (уже вне зависимости от своего желания) оказался в рамках "контракта" и вторая их встреча неизбежна.

При этой встрече Хозяйка приглашает Степана в гости (в свою "сферу" в свой мир).
(пойдем, видно, мое приданое смотреть. я тоже от своего слова не отпорна. а сама принахмурилась, ровно ей это нехорошо).

Отсюда в поведении Хозяйки начинает быть заметной двойственность – выполняя желаемое, она показывает еще одно эмоциональное отношение к событию – заведомое разочарование.

Зная (как же дух может не знать) о том, что у Степана есть невеста из реального мира, она развертывает эту ситуацию в свою пользу – ведь самостоятельно родить Хозяйка не сможет и ей нужна своего рода "суррогатная мать".

Но способ для передачи "собственного генетического кода" (если так можно выразиться) она выбирает необычный – передает его "по мужской линии".

Для этого ей необходимо изменить Степана – а для того, чтобы изменить его, Хозяйка прибегает к дезориентации, к "двойным посланиям".

И демонстрация богатств Хозяйки направлена не на то, чтобы "подкупить" Степана – а на то, чтобы шокировать его, дезориентировать
(приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой).

Требуя от Степана прямого ответа
(ты, друг любезный, не вихляйся. прямо говори, берешь меня замуж али нет? и сама вовсе принахмурилась)
она ставит перед ним дилемму, которую Степан решает негативно – и еще больше дезориентирует его, когда хвалит за негативное решение
(молодец. за приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку).

Следующим шагом Хозяйка вручает Степану "артефакт" – Малахитовую шкатулку (значимость которой будет понятна позже), после чего ставит Степану "третье условие"
(жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ- обо мне, чур, потом не вспоминай)


и, после этого, кормит
(щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей).

Смысл еды в потустороннем мире (по Проппу, конечно) – "приобщение к миру умерших, получение специфической магической силы, нужной мертвым".

Так как Хозяйка не мертвая (а всего лишь хтоническая) – то еда здесь, имхо, не играет такой уж большой роли – хотя и подготавливает Степана к "последнему акту" – расставанию.

Автор текста https://alexjourba.dreamwidth.org/

Подписывайтесь на тэг "хтонь", чтобы читать цикл о Хозяйке медной горы П.П. Бажова полностью.


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги