Лев Толстой vs Иоанн Кронштадтский. Обличитель, не смолкавший 20 лет
Критикой взгляды Иоанна Кронштадского на церковные тексты ЛНТ назвать нельзя. Иоанн не предлагает полемики, спора, он просто обличает Толстого, иногда в форме чуть ли не площадной брани.
Всего в течение 20 лет Иоанн опубликовал около 20 работ, направленных против Толстого.
Со временем переубеждать в чем-то Толстого он уже не считает возможным и в проповедях и на газетных страницах воюет с Толстым за сердца верующих, считая того искусителем, орудием сатаны.
В ответе на «Обращение к духовенству» Иоанн обращается не к Толстому, а к «русским людям»: «Русские люди! Хочу я вам показать безбожную личность Льва Толстого по последнему его сочинению…».
Предсмертные дневниковые записи Иоанна свидетельствуют о подсердечной ненависти к Толстому, вплоть до пожелания тому скорейшей смерти: «Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли – этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь. 9 вечера…» (6 сентября 1908).
Удивительно читать такие слова человека, своею добротою известного всей России (а после издания «Моей жизни во Христе» в Англии – и всей Европе), совершенно безразлично относившегося к многочисленным нападкам на него (например, к откровенному подлиничанью Лескова).
Тем более удивительно, что четырьмя годами раньше святой еще видел возможность спасения Толстого: «Сегодня утром, часа в четыре, во сне как наяву очутился я будто бы в Ясной Поляне; ко мне приходит от графа Толстого какой-то его родственник и говорит: “Граф Толстой очень болен и зовет Вас к себе помолиться”. Я с удивлением спрашиваю: “Неужели? Сейчас иду”. И думаю: как с ним встречусь и что буду говорить? Впрочем, думаю, Бог научит, что говорить, на Него я надеюсь, Источника Премудрости. И стал собираться к нему. Но жаль, что проснулся. Что это значит?» (13 сентября 1904 года).
Толстой на нападки со стороны Кронштадсткого публично не реагировал никак.
Доносы (иначе не назовешь) Лескова, который исправно в письмах поставлял Толстому «компромат» на святого, Толстой игнорировал, и «компромат» никак не использовал.
Но нельзя сказать, что Иоанн был безразличен Толстому, который называл его «добрым старичком»: дневники свидетельствуют, что он следил за деятельностью святого, был знаком с его текстами в свой адрес и даже использовал Иоанна в качестве средства для тренировки смирения: «Говорил с тетей Таней. Она стала хвалить Иоан<на> Кронштадт<ского>. Я возражал, потом вспомнил: благословляйте ненавидящих вас, и стал искать доброе в нем и стал хвалить его. И мне так весело, радостно стало: да, благословлять, творить добро врагам, любить их есть великое наслаждение – именно наслаждение, захватывающее, как любовь, влюбленье. Любовь врагов – ведь только на врагах-то и можно познать истинную любовь. Это наслаждение любви» (13 сентября 1891).
Автор текста - психолог, психодрама-терапевт Леонид Огороднов https://www.facebook.com/hagiodrama/
Источник