Как в агиодраме происходит отказ от прежних ценностей
Психотерапевтическая агиодрама по биографии апостола Павла, о которой мы начали рассказ в предыдущей статье, обнажает внутриличностный конфликт.
С точки зрения агиодраматических ролей, Гамалиил — это спасительное Сомнение Павла, а Варнава — его Проводник в общину христиан.
Примечательно и то, что ап. Варнава, друг Павла, который вводит его в иерусалимскую общину, который привлекает его для проповеди в Антиохии и с которым они совершают первое из путешествий Павла, по Преданию также является учеником Гамалиила.
В агиодрамах этот конфликт разрешался по-разному, в зависимости от того, что именно выделял протагонист как специфически иудейское и специфически христианское, и от его готовности к изменениям.
В любом случае, особое место в постановке всегда занимали два эпизода: Глас Божий и ослепление/прозрение, что и отмечает участница группы в интервью.
О сцене по дороге в Дамаск, когда Савл видит Свет и слышит Глас Божий, мы уже говорили выше. Господь спрашивает: «Что ты гонишь Меня?», Павел ужасается: «Кто ты, Господи?». Иисус называет Себя, Павел спрашивает, что ему делать, получает повеление идти в Дамаск и, ослепленный, отведен в город «за руку».
О чем мы не говорили — это о психологическом смысле ослепления и последующего прозрения Савла.
Ослепление/прозрение обычно рельефно отражаются именно в протагонистских, а не в учебных агиодрамах.
Избавляясь от мук совести после убийства Стефана, Павел "вышибает клин клином", пытается внешней деятельностью — преследованием христиан — разрешить внутренний конфликт.
Физическое ослепление лишает его такой возможности, вынуждая обратить внимание на свой внутренний мир, на свои ценности.
С прозрением приходит и возможность новой деятельности — апостольской.
Однако Павлу (и протагонисту) нужно время на осмысление нового для него положения вещей.
Поэтому Павел удаляется в Аравию: «Я не стал, тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром» (Гал.1:16-18).
Психотерапевтические агиодрамы благодаря обмену ролями позволяют протагонистам сформировать личное отношение к обращению Павла.
В завершение хотелось бы рассмотреть взаимодействие нескольких основных ролей. Эти взаимоотношения необходимо учитывать при подготовке к агиодраме.
(окончание в завтрашней статье)
Автор текста - психолог, психодрама-терапевт Леонид Огороднов https://www.facebook.com/hagiodrama/
Источник