Детская агиодрама: знакомимся с биографией апостола Павла

Детская агиодрама: знакомимся с биографией апостола Павла

Обращению Павла было посвящено множество агиодрам, как образовательных, так и психотерапевтических.

Начнем с рассказа о ранних годах и обращении Савла. При постановке агиодрам в качестве источников я использовал Деяния Апостолов, житие свт. Дмитрия Ростовского и главу "Жизнь и труды апостола Павла" святителя Иннокентия, еп. Херсонского из кн. "Жития святых, писанные святыми". Можно также использовать три лекции, посвященные ап. Павлу, из курса по агиографии Е.В. Бездетко.

Происхождение, воспитание и обращение ап. Павла

Происхождение, ранние годы Савла. Савл рождается в Киликии, в городе Тарсе, известном греческой академией. Савл принадлежит к Вениаминову колену, его отец при этом имеет потомственное римское гражданство. От отца Савл наследует и профессию — изготовление палаток, которая в дальнейшем позволяет ему кормиться своими трудами. В ранние годы Савл переезжает в Иерусалим, где учится фарисейской мудрости у Гамалиила.

Участие в побиении первомученика Стефана и участие в гонениях христиан. Во время побиения камнями диакона Стефана молодой Савл, ревностный защитник отеческой веры, сторожит одежды убийц (Деян. 7:58). «Савл же одобрял убиение его» (Деян. 8:1). Считая христианство сектой, представляющей опасность для иудаизма, Савл принимает активное участие в последовавших за казнью Стефана гонениях. Вот как он сам рассказывает об этом: «...и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах» (Деян.26: 9-11).

Поскольку христиане, рассеявшиеся их Иерусалима, основывают общины в других городах, ревностный фарисей Савл по благословению первосвященников, отправляется искоренять «секту» в Дамаск.

Обращение Савла по дороге в Дамаск. Савл ослеп (Деян. 9:1-8). По дороге в Дамаск Савлу является Христос. Между ними происходит диалог, потрясенный Савл спрашивает, что ему делать и получает повеление продолжить путь. Савл слепнет.

Анания из Дамаска исцеляет Савла (Деян. 9:9-19). Анания, христианин из Дамаска, в видении получает повеление придти к Савлу и исцелить его слепоту. Анания сомневается, но исполняет повеление. Савл принимает Крещение.

Савл начинает проповедовать Христа в Дамаске (Деян. 9:20-22).

Бегство из Дамаска, проповедь Савла в Иерусалиме и отъезд в Тарс (Деян. 9:23-30). Иудеи хотят убить Савла, но христиане спасают его, тайно выведя из города. Павел отправляется в Иерусалим, но христиане не верят ему. Друг Павла ап. Варнава отправляется к Апостолам и свидетельствует о его обращении. Павел проповедует в Иерусалиме, но ему снова угрожает опасность и христиане отправляют его на родину, в Тарс.

В Послании к Галатам ап. Павел дополняет текст Деяний, : «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать» (Гал. 1:15-18). Этот текст позволяет предположить, что три года ушли на осмысление Савлом явления ему Господа.

Павел и Варнава основывают Церковь в Антиохии (Деян. 11:19-30). Ап. Варнаве поручено окормлять Антиохийскую церковь, он разыскивает в Тарсе Савл, и они в течение года они учат в Антиохии. Здесь впервые возникает наименование «христиане». Пророки предсказывают голод и Апостолы собирают пожертвования в пользу Иерусалимской общины.

Агиодрамы, посвященные принятию ап. Павлом (Савлом) христианства, мы ставили много раз, как в образовательном, так и в психотерапевтическом формате.

Постановка основана на событиях из жития, которые я описал выше и предполагает следующие сцены: 1. Воспитание Савла Гамалиилом; 2. Участие в убиении первомученика Стефана; 3. Обращение на пути в Дамаск и крещение в Дамаске; 4. Присоединение к Апостолам в Иерусалиме.

Здесь я приведу текст Юлии Трухановой о постановке обучающей агиодрамы в Воскресной школе и впечатления участницы психотерапевтической агиодрамы. Оригинальный текст приведен в кавычках, мои комментарии — без кавычек.

Обучающая агиодрама

«Следующая сцена увела нас в Иерусалим первого века, где Савл, Варнава и Стефан учатся у раввина Гамалиила, Варнава и Стефан становятся христианами, а Савл не одобряет их веры. На роль Савла группа выбрала Матвея, на роли Варнавы и Стефана – две девочки, Ану и Машу, остальная группа представляла иудейских учителей».

Ап. Варнаву Предание действительно называет соучеником Савла, именно Варнава свидетельствует Апостолам о его обращении, они вместе учат в Антиохии. В агиодрамах Варнава всегда оказывается очень значимым персонажем в житии Павла.

Первомученика диакона Стефана считают дальним родственником Павла, но об их совместном обучении у Гамалиила нигде не говорится. О роли самого Гамалиила я скажу чуть позже.

«После проповеди Стефана приводят на суд, где осуждают и побивают камнями. Тут Судьи и даже Савл захотели отпустить Стефана, Тем более, что присутствовавший в сцене Гамалиил (им была Таня) говорил о том, что если «Дело сие от человеков, то само разрушится, а если от Бога, то как бы нам не стать врагами Божьими». Мне пришлось вернуть группу к тексту Деяний, после этого Матвею наконец удалось войти в роль Савла - гонителя христиан».

В Деяниях Апостолов казнь Стефана описана так: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7: 55-59). Для иудеев вообще, и для ревностного фарисея Савла слова Стефана об Иисусе, находящегося по правую руку от Бога, звучали как богохульство. Поэтому «Савл…одобрял убиение его» (Деян. 8:1).

Из текста Деяний мы не знаем, насколько будущий Апостол был знаком с учением христиан. Однако из поздних глав и из Послания к Галатам становится очевидным, что Павел раскаивался в своем соучастии в убийстве Стефана. Вне всякого сомнения, предсмертная проповедь первомученика повлияла в дальнейшем на мировоззрение Савла.

Слова Гамалиила («И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38-39) относятся не к эпизоду казни Стефана, а к суду синедриона над Петром и другими Апостолами. Гамалиил своим внушением спасает Апостолов от расправы. Однако эти слова вполне уместны и в сцене казни как выражение позиции колеблющихся иудеев. Примечательно, что в агиодраме Гамалиилу едва не удалось спасти Стефана.

Реакция детей, их желание отпустить Стефана, демонстрируемое даже в ролях Судей и Савла, вполне понятна, они протестуют против несправедливости происходящего. Обращение в этом случае к тексту — самый действенный способ вернуть агиодраматическую постановку к историческим реалиям.

Продолжение в завтрашней статье.

[img]"[/img]

Соавтор текста - психолог, психодрама-терапевт Леонид Огороднов https://www.facebook.com/hagiodrama/


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги