Дискуссия психологов о малахитовой шкатулке

Дискуссия психологов о малахитовой шкатулке

Вот про шкатулку, и правда. Посмотрим, на чьём балансе имущество, вынесенное в заголовок сказа, кстати. В тексте читаем:

Взяла шкатулку, разобрала уборы, – привычно дело, и живо их к месту пристроила. Барин глядит и только ахает. Ах да ах, больше и речей нет. Танюшка постояла в уборе-то и спрашивает:
– Поглядели? Будет? Мне ведь не от простой поры тут стоять – работа есть.
Барин тут при всех и говорит:
– Выходи за меня замуж. Согласна?
Танюшка только усмехнулась:
– Не под стать бы ровно барину такое говорить. – Сняла уборы и ушла. Только барин не отстает. На другой день свататься приехал.

То есть известно, что шкатулка (малахитовый ящичек) осталась в доме барина, куда её принесла Паротина баба.

И потом барин берёт ее с собой в Петербург:
Как домой в Сам-Петербурх-от приехал, давай по всему городу славить про камни и про свою невесту. Многим шкатулку-то показывал.

Живут они порознь, Танюшка у вдовы на окраине, - то есть с малахитовым ящичком разлучена. Во дворец ящичек барин с собой не берёт. Значит, развязка истории, - что Танюшка слилась с облицовкой стены, а шкатулка осталась в мире людей.

Таким образом, Хозяйка ловит на шкатулку как на удочку:

Знакомство со Степаном - аакидывание удочки, передача ящичка с камнями из горы в мир, причем камни - это часть Хозяйки. Встреча камней с новым телом (Танюшка), - втягивание нового тела (Танюшки) в малахитовую стену. Дух горы наудил себе новое тело.

Тогда самость - это не шкатулка, не закрытое-нуминозное тайное. Самость, суть - это украшения из камней, уборы, а Шкатулка - это тень. Вот.

Самость это украшения из камней, понятно, почему примерить чужую самость в силу её нуминозности невыносимо - другие люди не могут носить эти украшения.

Ответ автора цикла:

Хорошая трактовка! Идея отделить саму шкатулку от украшений - украшения ведь разрушаются после того, как Танюшка растворяется в стене - "свертываются в каплю" + идея о том, что шкатулка и облицовка стены аналогичны - крутая))

m-d-n.livejournal.com:

Дык :)

Хозяйка "малахитница", ключевое слово "малахит", в горе то отборный малахит идёт, то пустая порода, - можно и развернуть, что Хозяйка горы это не дух места, а дух наживы, дух бизнеса.

И сказ Бажова - это евангелие алчных и жаждущих наживы, прибыль с убытком в одних санях ездят, камни то драгоценность, то пыль. Пророческое откровение о том, что "ненасытная утроба" малахитовой шкатулки жаждет быть заполненной новым стяжателем-человеком, в таком духе.

Ответ автора цикла:

Если уйти от юнгианской терминологии то получается, что смысл сказа в том, что Танюшка не может быть одновременно мастерицей и любовницей - равно как "каменная" Хозяйка (Misteress - производное от Master "хозяин") не может быть счастливой в своей любви к Степану (если мы примем, что она его любит).

И из-за этой невозможности на сцену (вместо любви и мастерства) выступает "тень" - поэтому "социализация" Хозяйки и Танюшки происходит через ценности и через подсчеты их стоимости.

Вроде бы все логично, но мне мало такой трактовки, есть это ощущение.

m-d-n.livejournal.com:

У братьев Гримм, кажется, сказка есть, сейчас постараюсь вспомнить, ради денег герой-мужчина теряет обычную жизнь

Про то, что мало этой трактовки, я предположу, почему. Действие происходит в достаточно северных широтах, и героиня - для дидактической истории "не будь жадным" до ценного малахита или обладания богатствами шкатулки - должна быть "своей", русоволосой. А она - брюнетка.

Это разрыв шаблона, южанка в северной горе. И моя версия чёрный цвет волос не объясняет, - зато если взять тень (тёмное) и брюнетку, вполне аналогия.

[img]"[/img]


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги