Два преображения Танюшки и психологический смысл каждого из них

Два преображения Танюшки и психологический смысл каждого из них

Часть VI из цикла "Хтонь", о трех преображениях Танюшки и развязке сказа.

Танюшка тут распахнула шубейку, лакеи глядят - платье-то! У царицы такого нет! - сразу пустили. А как Танюшка сняла платочек да шубейку, все кругом ахнули:
- Чья такая? Каких земель царица?
(здесь и ниже иллюстрации В.М.Назарука, 1983 - по ссылке есть их коллекция.)

Два преображения Танюшки и психологический смысл каждого из них

В двух параллельных мирах

В одном мире – это ситуация, когда (как "Золушка") на балу – правда, на русском, святочном балу... появляется красавица-принцесса – зеленоглазая брюнетка в шелковом платье, в украшениях из драгоценных камней, требующая к себе неординарного внимания от своего спутника, одетого в "нарочитый костюм Креза" – в то время, как настоящая властительница, присутствующая здесь Екатерина Великая ведет себя гораздо проще (она на таких балах .. во всех играх сама быть изволила и по-русски плясала вместе с Паниным ..).

Приходит царица в палату малахитову. Все ей кланяются, а Танюшка стоит - не шевельнется.

Властительницы встречаются – и тем, кто видит эту встречу, кажется, что царица здесь – это не немецкая тетушка, танцующая "по-русски", а зеленоглазая принцесса, по своему праву пришедшая во дворец и свободно распоряжающаяся здесь.

- Это еще что придумал! Я велела мне царицу показать, а ты подстроил меня ей показывать. Опять обман! Видеть тебя больше не хочу! Получи свои камни!

И вот – уже нет никакой принцессы, а есть только "сворачивающиеся в капельку" камушки – не "хрустальная туфелька" – да и Крез не принц, а всего лишь переодевшийся для карнавала корнет лейб-гвардии Конного полка.

Но ведь в то же самое время перед их глазами Танюшка делает шаг, окончательно превращающий человека из плоти и крови в хтоническую фигуру и сразу за ним – еще один шаг, ее последний шаг – сливаясь с малахитовым фоном, возвращаясь в камень, ставший здесь материалом для декорации стен.

Она идет к своей "малахитовой стенке" добровольно – лишь обозначая поводом этого предательство "молодого барина", который не может исполнить ее желания точно так, как она того требует.

Преображения Танюшки

Увидев развязку истории как карнавальную сценку и как мистическое действие одновременно, можно по-другому посмотреть и на весь сказ.

Получается, что "Малахитовая шкатулка" - это (по большей части) рассказ об "изменении" Танюшки – проходящей через два преображения для того, чтобы третьим преображением, уничтожившем ее физическое тело, вернуть себя (и, вместе с собой - "душу") камню, перенесенному из Горы в Сам-Питербурх.

Танюшка – существо изначально дуальной природы, в детстве не имеет возможности "войти в контакт со своей второй частью". Помочь ей сделать это должна "Малахитовая шкатулка" – артефакт, пробуждающий "ген камня" и не нужный (более того – опасный) для тех людей, у кого этого гена нет.

Ребенок тянется к шкатулке, завладевает ей, доказывая матери свое право пользоваться украшениями. Однако игра с камнем постепенно меняет Танюшку – она испытывает первое преображение, "проходит через него".

Испугалась Танюшка, сидит, как замерла, а мужик сойкиул, топор выронил и обеими руками глаза захватил, как обожгло их.

[img]"[/img]

Второе преображение – это, конечно, разговор с Хозяйкой в голбце, завершившийся "прозрением будущего". Увиденная сцена во дворце (тем более "не досмотренная") становится для Танюшки чем-то вроде задачи, решения которой она не знает, своего рода видением в "зеркале Галадриэли".

Подошла поближе, да и давай пальцем в камешки тыкать. Который заденет -тот и загорится по-другому. Танюшке иное видно, иное - нет. После этого женщина и говорит:
- Встань-ко, доченька, пряменько.
Танюшка встала, а женщина и давай ее потихоньку гладить по волосам, по спине. Всю огладила, а сама наставляет:
- Заставлю тебя повернуться, так ты, смотри, на меня не оглядывайся. Вперед гляди, примечай, что будет, а ничего не говори. Ну, поворачивайся!

[img]"[/img]

После второго преображения Танюшка в полной мере получает контакт со своим "геном камня" – что делает ее на заводе по меньшей мере странной, и уж точно – высокомерной.
Если до этого преображения она, все-таки, "больше человек", то после - человек и хтоническая сущность в равной степени.

Автор текста https://alexjourba.dreamwidth.org/

Подписывайтесь на тэг "хтонь", чтобы читать весь цикл материалов!


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги