Регина Збарская: биография, личная жизнь, семья (фото)
Содержание
- Детство и юность
- На службе подиуму
- На службе родине
- Закат карьеры
- Личная жизнь
- Предательство
- Смерть
Всемирно известная советская манекенщица, которую называли то оружием Кремля, то советской Софи Лорен, Регина Збарская, биография, личная жизнь которой сейчас известна уже немногим, так и осталась загадкой для биографов и историков кино. Окруженная легкой дымкой загадочности, она сама придумывала факты своей биографии, которым охотно верили даже близкие друзья.
Детство и юность
С одинаковой частотой и примерно такой же долей вероятности биографы Регины озвучивали две версии: первая утверждала, что родилась она в Вологде, мать была врачом, а отец – военным. Вторая, более романтическая, но слабо подтвержденная фактами, гласила, что родители были циркачами из Югославии, которые разбились при выполнении опасного трюка, отчего девочка стала воспитанницей детского дома.
В зените своей славы Регина Збарская придумала романтичную и очень трагичную легенду: ее родители, артисты Ленинградского цирка, якобы много лет назад погибли во время исполнения сложного номера. «Бедняжка!» — сочувствовали поклонники. Они, конечно, не знали, что отец с матерью у Регины были, однако рассказывать о них девушка не хотела. Да и что говорить? Отец — военный, мать — счетовод, оба простые труженики из Вологды, где в 1935 году появилась на свет и сама Збарская, урожденная Колесникова.
Она рисковала так и остаться обычной провинциалкой, тем более что и внешность у нее была соответствующей: пухлые щечки, длинная коса. Да только не о том она мечтала: Регине казалось, что она может стать актрисой, творческой личностью... Увы, на актерский факультет столичного ВГИКа ее не взяли, пришлось пойти на экономический.
Учеба 17-летнюю мечтательницу мало интересовала. После занятий она спешила на богемные вечеринки, где собиралась творческая молодежь.
Там-то ее и заметила Вера Аралова — художник-модельер Общесоюзного дома моделей. Посмотрела со стороны — ничего особенного, еще и ноги кривые. Но было в Регине что-то притягивающее взгляд.
На службе подиуму
В советское время термин «модель» вовсе не ассоциировался с миром моды, а воспринимался исключительно утилитарно как образец или эталон чего-либо. Красивые девушки, блиставшие на подиуме, назывались манекенщицами. Они получали весьма скромные гонорары и мечтали о богатом женихе, который не посмеет устоять перед их обаянием. Все это мало относилось к нашей героине.
Она выгодно выделялась на фоне многих коллег необыкновенной красотой и утонченными манерами. Несмотря на далеко не идеальную форму ног (они были чуть искривлены), Регина всегда умела обыграть этот недостаток, благодаря чему многие женщины с аналогичными проблемами перестали испытывать комплекс неполноценности.
Первый публичный показ с участием Збарской состоялся в 1961 году. Она демонстрировала парижской публике очаровательные женские сапожки с молниями на голенище. Интересно, что официально девушка числилась рабочей 5-го разряда, формально не имея никакого отношения к моде.
После этого начались частые поездки за рубеж, которые и не снились большинству советских граждан, а Збарской во время таких командировок позволялось даже больше, чем другим. Например, ей разрешалось самостоятельно отлучаться в город, о чем ее коллеги могли только мечтать.
Обывательское сознание воспринимало манекенщиц как женщин легкого поведения, поэтому многие модели старались не распространяться о своем занятии. Регина была одной из немногих, кто не скрывал своей профессии и знал себе цену.
В 60-е годы тон в светской модной индустрии задавал ленинградский журнал «Моды», попасть на страницы которого было большой честью. Его издатели частенько рассказывали о творениях дизайнеров с Кузнецкого моста. В 1967 году в Москве прошел Международный модный фестиваль, на который приехали лучшие кутюрье планеты.
К этому событию и был приурочен новый выпуск журнала, на обложке которого красовалась Регина в платье с символичным названием «Россия», стилизованном под манер старорусской иконописи. Номер журнала распространился по всему свету, и Збарская стала настоящим модным символом Советского Союза.
После того как Регине укоротили волосы и сделали стрижку под пажа (в необходимости смены имиджа ее убедил В. Зайцев), она превратилась в настоящую «итальянскую красавицу». Зарубежная пресса, млея от красоты светской модели, тут же назвала ее «русской Софи Лорен».
На службе родине
Есть мнение, что Регина активно сотрудничала с КГБ и даже принимала участие в спецоперациях по сбору сведений о политических настроениях гостей столицы, приезжающих с Запада. Одним из объектов ее наблюдения якобы был знаменитый французский шансонье Ив Монтан, с которым по заданию служб безопасности она поддерживала отношения.
Закат карьеры
После отъезда бывшего супруга Л. Збарского заграницу дела у потерявшей былую привлекательность манекенщицы шли совсем неважно. Она вскрыла вены и попала в психиатрическую больницу. Пройдя курс терапии, Регина попыталась вернуться на подиум, но быстро поняла, что путь туда закрыт, а ничем другим она заниматься попросту не умела. Сжалившийся над ней В. Зайцев устроил ее к себе уборщицей помещений, и теперь некогда главная звезда советского подиума наблюдала, как по нему шагают другие.
Незадолго до смерти бывший любовник Регины — журналист из Югославии─ напечатал книгу «Сто ночей Регины Збарской», в которой он в нелицеприятном свете высказался о Збарской. В книге писалось о том, что модель имела любовные связи с представителями правящей советской верхушки. Кроме того, в ней представлены подробности о доносах Збарской на других манекенщиц.
Как утверждал автор, приехав в Москву, он завел интрижку с Региной, красиво ухаживал и обещал жениться. Она влюбилась в него и, доверившись, стала рассказывать ему некоторые секреты, которые он тайно записывал на диктофон. Они и стали основным материалом этого произведения.
Познакомившись с содержанием книги, Регина вновь устроила попытку суицида. Параллельно с этим ее персоной активно заинтересовался КГБ. Стечение этих двух обстоятельств вновь привело бывшую манекенщицу в психиатрическую больницу. После окончания лечения Збарской помогал как мог В. Зайцев, покупая ей обувь и одежду. Но обострения психической болезни и необъяснимые срывы случались все чаще. Во время приступов она могла сорвать с себя одежду и кричать, что недостойна носить хорошие вещи.
В 1984 году она последний раз снялась для модного журнала. Увы, но от былой красавицы не осталось и следа. Потухший взор и лишний вес не могли скрыть даже грим и искусственное освещение.
Первым о кончине манекенщицы сообщил «Голос Америки». В советской столице по этому поводу ходили разные слухи от вскрытия вен до отравления медицинскими препаратами. Непонятно также, где она умерла — в психиатрической больнице или дома. Точно известно одно — трагедия случилась 15 ноября 1987 года. По некоторым сведениям, в момент смерти при ней была тетрадь, но в следственных протоколах никакой информации об этом нет. Между тем, этот источник мог бы пролить свет на обстоятельства произошедшего.
Похороны бывшей примы советского подиума проходили в закрытом режиме, на них не присутствовал никто из коллег по Дому моделей. Покрыто тайной и место захоронения Регины Збарской.
Личная жизнь
Говорят, любовь делает человека слабым... В начале 1960-х годов на очередной звездной вечеринке Регина увидела Его.
Московский художник Лев Збарский отличался от остальных мужчин своим грозным и сосредоточенным видом, вел себя подчеркнуто галантно. Он считал себя серьезным человеком, а потому даже легкую интрижку полагал необходимым заканчивать штампом в паспорте. Регина была не против: она вдруг осознала, что счастье заключается не только в известности и дорогих нарядах.
Со временем Збарская поняла, что ради семьи готова отказаться от всего, что имеет. Она хотела дочку и сына, но муж отказывался разговаривать на такие темы, и она пошла ва-банк. Просто пришла и заявила: «Я беременна». «Ну что ж, -прокашлявшись, произнес Лев. - Значит, будем делать аборт». Чего угодно, но только не такой реакции ждала Регина от любящего супруга. Он видел в молодой жене прежде всего музу и боялся, что после рождения ребенка та погрязнет в пеленках и перестанет его вдохновлять.
Через пару недель после аборта к Регине пришло понимание того, что она совершила убийство. Заглушить чувство вины она пыталась с помощью сильных антидепрессантов. Они действовали, но затуманивали рассудок. Это было начало конца.
Предательство
На Збарскую многие смотрели косо. Она часто выезжала за рубеж; поговаривали, что Регина водит дружбу с непростыми людьми, даже связана с КГБ. В чемоданах она перевозит меховые манто и драгоценности, а в любовниках у нее ходят люди, чьи фамилии упоминать запрещено. Что из этого правда, а что ложь, неизвестно до сих пор. Ее часто вызывали на Лубянку, но о чем спрашивали, что выведывали, и по сей день тайна за семью печатями.
Многое могла вынести Регина, на многое закрыть глаза, кроме одного - предательства любимого человека. Несмотря на репутацию порядочного мужчины, Збарский, как любой творческий человек, был натурой увлекающейся. Устав от Регины, он нашел себе новое утешение - красавицу Марианну Вертинскую. А вскоре, пресытившись и ею, переключился на следующую жертву - Людмилу Максакову.
После развода Регина старалась не следить за похождениями бывшего мужа. Но, казалось бы, уже забыв о его существовании, она вдруг получала весточку. Так, в 1970 году Збарская узнала, что у Льва с Людмилой родился сын. Ей-то он не позволил стать матерью! Новый брак Збарского оказался недолговечным, вскоре он оставил семью, эмигрировав в Америку. Но для Регины все это было уже неважно. Двойное предательство стало последней каплей, переполнившей разум женщины. Количество боли превысило допустимый порог: транквилизаторы больше не помогали. Может, если бы рядом был близкий друг, все сложилось бы иначе... Регину забрали в психиатрическую лечебницу.
Горсть таблеток, после которых невыносимо болела голова, электрошок, от которого невозможно оправиться... После «лечения» депрессия ушла, зато появилось безразличие ко всему происходящему. Единственное, что оставалось у Збарской, - это работа. С надеждой женщина пришла в Дом моделей, однако встретила холодный прием. «Кто же ее возьмет на работу после психушки?» - перешептывались у Регины за спиной.
И все-таки взяли. Жалостью прониклась Елена Воробей, заместитель директора. Получив второй шанс, Збарская изо всех сил старалась не подвести свою спасительницу. Но возраст давал о себе знать - моделей рано списывают со счетов, да и прием таблеток не прошел бесследно. Походка Збарской стала неуверенной, взгляд потух. «Прости, сама видишь, ничего не выходит», - подытожила Воробей, подписывая заявление об увольнении.
В личной жизни тоже все было непросто. Новый возлюбленный Збарской - молодой югославский журналист - оказался подлецом. После расставания с ней он выпустил книгу «100 ночей с Региной Збарской», в которой раскрыл многие интимные подробности их отношений, признания самой модели о связи с членами КПСС, доносах на своих коллег Правда, даже при желании эту книгу было не найти, говорят, весь тираж сразу изъяли.
Эмоционально истощенная, морально изувеченная, в свои 50 лет Регина Збарская выглядела старухой. Вячеслав Зайцев пытался помочь давней знакомой, устроив ее уборщицей в Дом моделей, но тереть тряпкой подиум, по которому она раньше ходила, Регина не смогла. Лишь изредка она приходила посмотреть на молодых девчонок, только начинающих свой путь. Садилась в уголке, где ее никто не видел, и задумчиво глядела вдаль, вспоминая молодость.
Смерть
Изданная югославом книга практически сразу была изъята из продаж, но Збарскую ждал настоящий политический скандал, после чего она дважды пыталась покончить с собой, но оба раза безуспешно. Последние дни легенда подиума провела в психиатрической больнице и, по словам обслуживающего персонала, чувствовала сильнейшую вину за то, что так плохо отзывалась о своей стране и знакомых людях.
Третья попытка самоубийства оказалась последней. Причиной смерти манекенщицы стало отравление. Регина Збарская выпила большую дозу снотворного и скончалась 15 ноября 1987 года. По официальной версии она сумела отравиться в больнице, где пребывала последнее время, по другим данным женщина приняла лекарство дома и начала обзванивать знакомых с целью извиниться за написанные когда-то доносы.
На похоронах Регины Николаевны не присутствовал никто из бывших коллег. О гибели Збарской публика узнала только из новостей «Радио Свободы», но советские СМИ молчали об этой трагедии. Тело легендарной манекенщицы было кремировано, но до сих пор неизвестно, где находится ее могила.
О жизни, карьере и гибели Регины Збарской был снят художественный фильм «Красная королева», где роль прославленной женщины исполнила начинающая актриса Ксения Лукьянчикова. Помимо этого, телезрители могли видеть документальное расследование.
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/1861-regina-zbarskaya.html
- https://stories-of-success.ru/reginy-zbarskoi
- https://biographe.ru/znamenitosti/regina-zbarskaya/
- https://stuki-druki.com/authors/Zbarskaya-Regina.php