- На одной сцене с женой твоей стоять несогласная я...
Людские пересуды (Глава 32)
Новый 1985 год принёс в Нечаевку переполох. В феврале в Союзе был объявлен смотр песни художественной самодеятельности. Каждый клуб, Дом культуры или Дворец должен был выдвинуть свой коллектив, для того, чтобы представить на смотре свой родной край.
Конкурс этот проходил в несколько этапов: вначале районный, потом областной, а уже потом по итогу первых двух, пройдёт заключительный, всесоюзный этап конкурса.
Виктор Андреевич получил партийное задание от руководства Отдела культуры Никольского района выдвинуть свой коллектив на этот смотр. Нельзя было падать в грязь лицом и, если уж участвовать, то непременно побеждать.
На селе лучшей певуньей считалась Лидия, а потом уже её дочь Глафира, это признавали все. Сама Аглая хоть и пела неплохо, но талант её заключался в другом, она могла грамотно организовать людей.
У Виктора возникла идея объединить трёх женщин в трио и отправить их на конкурс. Но самое трудное заключалось в том, чтобы уговорить Лиду. Она упорно не желала поддерживать никаких отношений с Аглаей.
Вычеркнув бывшую подругу однажды из своей жизни, добрая в сущности женщина ничего забывать не желала. Да и кто её за это осудит? Уговорить Глашу особого труда не составило, в этом вопросе она была намного гибче матери, хоть и чувствовала всегда, что Аглая её недолюбливает.
Для того, чтобы уговорить Лидию, Виктор пришёл к сватам в дом. Между ними отношения всегда были ровные. Директор ДК сразу же взял быка за рога и с ходу приступил к делу.
- Лидия, очень нужна твоя помощь. Дело архиважное. Если наша Нечаевка войдёт в состав лучшего села по району, то нам обещают в качестве премии отремонтировать наш Дом культуры.
- Ой, ну скажешь тоже, Виктор Андреевич. Когда это в нашем отделе культуры деньги водились? Слышала я, как люди жалуются, что ты им даже путёвки в санаторий не смог выбить, зато жену свою не обделил. И о каком таком ремонте ты речь ведёшь?
- Крыша протекает, нуждается в ремонте, да и помещения для занятий тоже стоят облупленные. Неужто ты не радеешь за интересы родного села? Твоим детям ведь тоже будет где заниматься.
- А не боишься, что спросят с тебя, почему вся твоя художественная самодеятельность - это одна баба? На селе что, певуний раз, два и обчёлся?
- Да не одна ты поедешь. Трио нужно организовать, понимаешь? Глаша, ты и Аглая.
- С Глашей-то я согласна, с дочерью мы завсегда споёмся, но насчёт Аглаи извини, подвинься. Не бывать этому никогда. Да и не умеет петь жинка твоя.
- Ну что ты такое говоришь, Лидия? У Аглаи же образование есть специальное.
- Вот именно, образование есть, а петь не умеет. А у меня образований нету, я сердцем пою и душой. Если хочешь, чтобы я ехала, то давай третьей возьмём Василису. Уж она-то не подкачает. Или пусть жена твоя образованная поёт с кем-то ещё, авось и выгорит ваше дело.
- Нет, без тебя ничего у нас не выгорит.
- Я всё сказала, Виктор Андреевич. На одной сцене с женой твоей стоять несогласная я.
- Хорошо, всё будет так, как ты хочешь, только не отказывайся.
- Вот и славно. Только песни мы выберем на свой вкус и репетировать будем сами, без Аглаи. Как выберем, так мы тебя первым позовём на прослушивание. Тогда и баян свой приноси, чтобы и с тобой отрепетировать.
- Полагаюсь на твой вкус, Лидия, главное чтобы песни были в народном стиле и не очень заезженные.
Пришлось Виктору пересмотреть состав трио, хоть жена его долго дулась на него за это. Но работа была превыше всего. Конкурс нужно было выигрывать во что бы то ни стало.
У всех трёх участниц новоявленного трио были маленькие дети. Василиса вообще родила недавно. Но мужья пошли навстречу своим жёнам и отпускали на совместные репетиции, которые проходили по очереди у каждой из них. В клуб Лида идти отказывалась.
Две красивейшие песни были разбиты на три голоса, а в некоторых местах даже звучал подголосок, который тоненько выводила Василиса. Директор ДК одобрил и выбор песен, и исполнение. Он теперь был спокоен, что на районном смотре их село будет выглядеть не хуже других.
Оставалось только самому Виктору Андреевичу выучить аккомпанемент, для того, чтобы песни эти зазвучали под баян. На репетиции ушло примерно две недели. До конкурса в районе оставалось несколько дней.
Мужья всех троих участниц были первыми, кто прослушал конкурсную программу,. Все просто заслушались исполнением женского трио, которое назвали, не мудрствуя лукаво, певучим словом "Веретёнышко".
Народные красочные костюмы, после нескольких примерок и подгонок, для участниц трио "Веретёнышко" были давно сшиты и в назначенный день специально выделенный автобус повёз всех в районный Дворец культуры.
Это был самый настоящий конкурс, в жюри его сидели лучшие работники культуры всего района.В смотре песни принимали участие очень много деревень и сёл Никольского района Пензенской области. Три лучших коллектива художественной самодеятельности были отобраны для участия в областном смотре в Пензе.
Первое место заняло женское трио "Веретёнышко". Зал утопал в овациях, зрители вызывали солисток на поклон несколько раз. Когда подвели итоги, победители вновь спели две свои конкурсные песни к радости всех присутствующих.
Ой, горе, горе!
Ой, горе, горе да лебёдоньку моему!
А что выросли да белые перья по нему.
Ой ля, ой ля, ой ля, ли ли, ой, ой ля, ли ли.
А что выросли да белые перья по нему.
А то не перья, да то девичья красота.
Ой ля, ой ля, ой ля, ли ли, ой, ой ля, ли ли.
А то не перья, да то девичья красота.
Или у девки да не расчесана коса.
Ой ля, ой ля, ой ля, ли ли, ой, ой ля, ли ли.
Или у девки да не расчесана коса.
Или та девка да себе сына родила.
Ой ля, ой ля, ой ля, ли ли, ой, ой ля, ли ли.
А теперь тебе, да моя воля, не гулять.
А теперь тебе малую детину колыхать.
Ой ля, ой ля, ой ля, ли ли, ой, ой ля, ли ли.
Ой, горе, горе лебедоньку да моему!
А что выросли да белые перья по нему.
Ой ля, ой ля, ой ля, ли ли, ой, ой ля, ли ли.
Перепёлка
Вечерами за речкою звонко
Перепелка поет допоздна
Не зови ты меня одинокую
Мне сегодня поверь не до сна
Не зови ты меня одинокую
Мне сегодня поверь не до сна
Не жалей ты меня молодую
Мои чувства тебе не понять
Целый вечер любимого жду я
А его до сих пор не видать
Целый вечер любимого жду я
А его до сих пор не видать
Буду ждать ненаглядного долго
Просижу хоть до самой зари
Пой мне песни свои перепёлка,
Только спать ты меня не зови
Вечерами за речкою звонко
Перепелка поет до зари
Пой мне песни свои перепелка,
Только спать ты меня не зови.
Пой мне песни свои перепелка,
Только спать ты меня не зови.
Домой участницы трио возвратились с воодушевлением и триумфом, чтобы через две недели вновь поехать теперь уже на областной конкурс, в Пензу.
Надо ли говорить, что они заняли первое место и в областном конкурсе тоже. Виктор Андреевич не ошибся в своём выборе. Он, как руководитель Дома культуры, пожинал лавры. Им всем предстояла поездка в Москву, на Всесоюзный смотр песни художественной самодеятельности.
Лидия и Василиса впервые побывали в столице. Глафира бывала здесь, когда приезжала к Юрке на присягу, да и потом, когда он лежал в госпитале. Но она тогда не увидела всей красоты Москвы.
Виктор Андреевич показывал всем троим достопримечательности, они побывали на ВДНХ, спускались в метро. Движущийся с большой скоростью эскалатор вначале их напугал, Василиса даже замешкалась, пока её не подхватили под руки.
Море впечатлений от всего увиденного в столице просто захлёстывало их. Всесоюзный конкурс дело серьёзное и поэтому они даже не рассчитывали на победу в Москве, тем более, что на заключительный этап смотра народной песни отобрали все лучшие коллективы от каждой области.
Когда же трио из села Нечаевка Никольского района Пензенской области вновь стало лучшим, имена участниц, да и всё село прогремели на всю страну. Их выступление показали по телевизору и односельчане одобрительно кивали головами, искренне радуясь за них.
Об этой победе судачили на каждом углу, а победительниц встречали, как героев. Вот таким вот образом в Стране Советов поддерживали художественную самодеятельность.
Художественная самодеятельность процветала не только в сёлах и деревнях, но и в больших городах тоже. Конкурсы, смотры песен всегда были доброй традицией. Благодаря этому народная песня передавалась из уст в уста.
Нечаевцы, даже сейчас, в наши дни, спустя огромное количество времени, каждому заезжему гостю рассказывают об этом случае. Уж и страны такой нет, а о победе своих односельчанок на самом главном конкурсе жители села всё ещё помнят и с удовольствием говорят.
Продолжение тут
Предыдущая глава
Начало
Источник