Есть ли у человека свобода выбора

Есть ли у человека свобода выбора

Те, кто отрицает существование у людей свободной воли, говорят, что поведение человека точно так же жёстко детерминировано, как "поведение" камня или дерева. То есть у нас нет пространства для манёвра, мы живём единственно возможным способом и каждый раз делаем единственно возможный выбор. А сознание просто пребывает в иллюзии, что это ОНО сделало этот выбор.

Представим реку, которая течёт с вершины горы к подножию. На пути ей встречается груда камней. Река их, понятное дело, ОГИБАЕТ. Можно ли назвать это выбором ("Я, река, не потеку на камни, я потеку в обход")? Конечно, это НЕ выбор. Река ничего не выбирает, её действия жёстко детерминированы. Но в принципе, иллюзия выбора есть. Если инопланетянин, не знающий, что такое река, увидит её манёвры, он вполне может ОШИБОЧНО предположить, что она разумна.

Есть ли у человека свобода выбора

Точно так же ничего не выбирает животное. Поместим перед зайцем гриб и морковь. Он, естественно, потянется к моркови. Выбор ли это? Не в большей степени, чем у реки.

Так же и человек. Когда Люся выбирает между мячиком и стаканом лимонада, её выбор детерминирован, то есть его НЕТ. Так же, как у зайца или реки. Есть просто некое безличное и единственно возможное движение материи.

Но если мы подключим к этой ситуации СОЗНАНИЕ, оно немедленно оформит это действие (один кусок материи потянулся к другому) как субъектно-объектное. Сознание на лету сгенерирует на одном конце этого действия "личность" Люси, на другом - привлекательный образ стакана, а само действие оформит как свободный ВЫБОР.

Точно так же, если мы дадим текущей с горы реке доступ к сознанию (то бишь к тому феномену интерпретации бытия, который мы называем сознанием), то её огибание камня автоматически будет оформлено как "СУБЪЕКТ ("я, река") делает осознанный ВЫБОР и огибает ОБЪЕКТ".

* * *

Таким образом, что такое выбор? Я попробую сформулировать это так: это динамический фрагмент материального мира, который получил доступ к СОЗНАНИЮ.

Дай плавящемуся под солнцем куску г..на такой доступ, и СРАЗУ ЖЕ получим: "Я, кусок г..на, сделал сознательный выбор: полежать на этой прекрасной солнечной дороге".

То есть НЕМЕДЛЕННО сгенерируются:
а) фиктивный субъект, обладающий "свободой воли"
б) фиктивно привлекательный объект (задача фиктивной привлекательности - ОБОСНОВАТЬ "свободный выбор" фиктивного субъекта)
в) иллюзия свободного выбора фиктивного объекта фиктивным субъектом.

Вот как-то так печально смотрят на мир современные материалисты-атеисты. Мне такая точка зрения не нравится; надеюсь, вам тоже.


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги