Есть ли у человека свобода выбора
Те, кто отрицает существование у людей свободной воли, говорят, что поведение человека точно так же жёстко детерминировано, как "поведение" камня или дерева. То есть у нас нет пространства для манёвра, мы живём единственно возможным способом и каждый раз делаем единственно возможный выбор. А сознание просто пребывает в иллюзии, что это ОНО сделало этот выбор.
Представим реку, которая течёт с вершины горы к подножию. На пути ей встречается груда камней. Река их, понятное дело, ОГИБАЕТ. Можно ли назвать это выбором ("Я, река, не потеку на камни, я потеку в обход")? Конечно, это НЕ выбор. Река ничего не выбирает, её действия жёстко детерминированы. Но в принципе, иллюзия выбора есть. Если инопланетянин, не знающий, что такое река, увидит её манёвры, он вполне может ОШИБОЧНО предположить, что она разумна.
Точно так же ничего не выбирает животное. Поместим перед зайцем гриб и морковь. Он, естественно, потянется к моркови. Выбор ли это? Не в большей степени, чем у реки.
Так же и человек. Когда Люся выбирает между мячиком и стаканом лимонада, её выбор детерминирован, то есть его НЕТ. Так же, как у зайца или реки. Есть просто некое безличное и единственно возможное движение материи.
Но если мы подключим к этой ситуации СОЗНАНИЕ, оно немедленно оформит это действие (один кусок материи потянулся к другому) как субъектно-объектное. Сознание на лету сгенерирует на одном конце этого действия "личность" Люси, на другом - привлекательный образ стакана, а само действие оформит как свободный ВЫБОР.
Точно так же, если мы дадим текущей с горы реке доступ к сознанию (то бишь к тому феномену интерпретации бытия, который мы называем сознанием), то её огибание камня автоматически будет оформлено как "СУБЪЕКТ ("я, река") делает осознанный ВЫБОР и огибает ОБЪЕКТ".
* * *
Таким образом, что такое выбор? Я попробую сформулировать это так: это динамический фрагмент материального мира, который получил доступ к СОЗНАНИЮ.
Дай плавящемуся под солнцем куску г..на такой доступ, и СРАЗУ ЖЕ получим: "Я, кусок г..на, сделал сознательный выбор: полежать на этой прекрасной солнечной дороге".
То есть НЕМЕДЛЕННО сгенерируются:
а) фиктивный субъект, обладающий "свободой воли"
б) фиктивно привлекательный объект (задача фиктивной привлекательности - ОБОСНОВАТЬ "свободный выбор" фиктивного субъекта)
в) иллюзия свободного выбора фиктивного объекта фиктивным субъектом.
Вот как-то так печально смотрят на мир современные материалисты-атеисты. Мне такая точка зрения не нравится; надеюсь, вам тоже.
Источник