Лев Толстой vs Иоанн Кронштадтский. Церковная критика в адрес писателя

Лев Толстой vs Иоанн Кронштадтский. Церковная критика в адрес писателя

Подпольная публикация религиозно-философских работ ЛНТ приводит к появлению немногочисленного «толстовства» с одной стороны, и церковной критики в его адрес – с другой.

В целом реакция Церкви в течение 20 лет состояла в том, что самого ЛНТ не трогали (хотя и не печатали, он издавался в основном в Англии, и потом книги привозили в Россию), а его сторонников сажали и высылали.

Лев Толстой vs Иоанн Кронштадтский. Церковная критика в адрес писателя

Я не поленился полистать «Перевод» Евангелий. Это попросту пасквиль, в котором ЛНТ кастрирует текст в тех местах, которые невозможно примирить с взглядами самого Толстого (естественно, евангельская история кончается у него распятием Христа).

В остальных местах он этот текст искажает.

В целом, это произведение алогично, беспомощно с т.з. лингвистической и недостойно Толстого с т.з. языка.

Из заповедей Нагорной проповеди Т. оставляет 5 ему приемлемых, коим и нужно следовать (в этом, собственно, и состоит христианство Толстого). Первейшая, в соответствии с концепцией непротивления злу насилием, – «Не убий».

В 1901 году выходит Определение Синода о Толстом.

Вопреки распространенному мнению, анафеме он не предается, Церковь просто констатирует отпадение ЛНТ от нее и призывает писателя к покаянию.

По тексту, составленному Победоносцевым, выходило, что Синод просто журит «блудного сына».

[img]"[/img]

Толстой, мечтавший принять мученичество за свои взгляды, был обескуражен предельно мягким «Определением» и через месяц выступил с ответом, в котором по пунктам подтвердил свое отпадение и еще раз изложил свои взгляды.

Уважительную критику этого ответа можно почитать в открытом письме Толстому бывшего толстовца, вернувшегося в Православие, М.А. Новоселова.

Толстого критиковали многие церковные и нецерковные люди.

Борьбу с его идеями возглавил обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, человек образованнейший и умнейший, приближенный к трем императорам, но ненавидимый практически всеми слоями общества, не исключая духовенства.

Победоносцев этой борьбой командовал, оставаясь в тени, а публичную полемику с Толстым и толстовцами вели другие люди.

Но если содержательную критику Толстого, например, со стороны митрополита Антония (Храповицкого) или славянофила И.С. Аксакова действительно можно назвать полемической, то нападки на него со стороны Иоанна Кронштадтского носят совсем другой характер.

Автор текста - психолог, психодрама-терапевт Леонид Огороднов https://www.facebook.com/hagiodrama/


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги