Дискуссия психологов о цикле "Хтонь"

Дискуссия психологов о цикле "Хтонь"

В сообществе "Работа психолога" общаются завсегдатаи, много лет знакомые друг с другом по Живому Журналу. Чем отозвался каждому цикл "Хтонь", - в серии постов с психологическим разбором истории про Хозяйку медной горы, на нашем канале.

Вот по каким направлениям развивалась дискуссия:

Хозяйка одета в зелёное. Что сказал бы о выборе цвета Макс Люшер?

Автор всемирно известного теста, Макс Люшер, умер в феврале 2017 года в Люцерне, в возрасте 93 лет. Основы своей модели "Цвет как инструмент психодиагностики" Люшер изложил в своей диссертации в 1949 году. Он совершил открытие в возрасте 25 лет.

Работы «Цветовой тест Люшера» и «Куб Люшера» были переведены более чем на 40 языков, а книги «Сигналы личности», «4-цветный человек», «Цвета любви» стали бестселлерами. Фундаментальный труд швейцарского учёного «Закон гармонии в нас», как и другие его книги, переведён на русский язык.

Значение цветов легко найти в сети https://psytests.org/result?v=lus1Oiw1fos&m=clr , цитировать здесь их не будем

"Горнозаводская цивилизация"

Перед нами индустриальная Россия, а не аграрная, Россия предпринимателей, а не крепостных. Процитируем существенные моменты из книги https://knijky.ru/books/message-chusovaya Алексей Иванов. Message: Чусовая:

«Горнозаводскую цивилизацию» по заслугам отделают от общероссийского контекста, потому что здесь были свои владыки и свои законы, свои деньги и своя стража, свои категории населения и свой смысл жизни. Эта «цивилизация» была прочно спаяна своим вплетением в единые природные циклы, была прошита дорогами и намертво сцеплена реками, главной из которых являлась Чусовая.

Горнозаводская культура оказалась немыслимым сплавом православной крестьянской культуры с принципами позитивистской философии индустриальной цивилизации Европы. Этот сплав «легировался» добавленной в него потаённой культурой раскольников, маргинальной субкультурой каторжников и беглых, обрывками диковатых верований вогулов.

В 1719 году была принята знаменитая Берг-привилегия, гласившая: «Соизволяется всем, и каждому даётся воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях, искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы, сиречь золото, серебро, медь, олово, свинец, железо, а также и минералов». Берг-привилегия означала провозглашение «горной свободы» — то есть независимости собственности на недра от собственности на территории.
На практике провозглашение «горной свободы» означало, что любой человек, даже крепостной крестьянин (если у него найдутся на это средства), мог отыскать месторождение, подать на него заявку и построить на нём собственный завод.

Тотальная милитаризация — второй признак «горнозаводской цивилизации». Горными округами командовали генералы. Горными заводами — офицеры. Горное управление (Обер-бергамат) являлось штабом. Гражданские власти, все эти губернаторы и бургомистры, в расчёт не принимались. Горное дело считалось частью военного дела. Даже петровская Табель о рангах для горного дела имела специальный аналог «под армию»: шихтмейстер приравнивался к прапорщику, берг-гешворен к подпоручику, гиттен-фервальтер к поручику, маркшейдер и бергмейстер к капитанам, обер-берг-мейстер к майору… На Урале все инженеры были офицерами, а половина заводов — крепостями. По какому праву? — мог бы спросить наивный либерал. И получил бы ответ: по праву военного положения!
Например, Екатеринбург, горная столица, вовсе не имел своего гражданского управления, а обязанности городничего всегда выполнял горный начальник — офицер.

Третий признак «горнозаводской цивилизации» — масштабная протекция государства. Горные начальники подчинялись напрямую лишь Сенату и Государю. Целый блок законов, вопреки декларируемым правам, был направлен на укрепление уральских заводов. В 1721 году, когда Россия стала империей, первым указом новоиспечённого императора Петра был указ об отсылке пойманных «гулящих людей» не хозяевам, а именно на заводы.

«Горнозаводская цивилизация» своим существованием обязана была «приписке» крестьян к горным заводам. Её начали практиковать с самого начала XVIII века, а отменили в 1807 году. И время существования «цивилизации» закономерно взято в «рамки» восстаний приписных крестьян. Первое случилось в 1703 году в Кунгуре, последнее — в 1800 году в Ревде. А пик, понятно, пришёлся на 1774 год, когда бушевал пугачёвский бунт.

Седьмой признак «горнозаводской цивилизации» — включённость в природные циклы. Исконно русский, то есть природно-обусловленный характер «горнозаводской цивилизации» выражался в ином ритме, нежели крестьянское «посев — страда — отдых». На заводах каждой работе было своё время. Осень — добыча и подвоз руды. Зима — производство древесного угля и металла. Уголь выжигали зимой, чтобы не было лесных пожаров. А короткий зимний день заодно и ограничивал рабочую смену, ведь зимней ночью огромные корпуса цехов и рудничных дворов освещать было нечем. Зима — это время транспортировки готового металла на пристани, ведь телеги не выдержат нагрузок, а сани — выдержат, да и санные дороги удобнее и надёжнее колёсных. Весна — накопление воды в прудах, строительство судов и сплав продукции. Лето — всеобщий отпуск для сенокоса.

Спутник Д. Менделеева С. Вуколов в 1899 году замечал: «Мне впервые пришлось познакомиться здесь с этим оригинальным явлением на Уральских заводах — „страдой". „Страда" является как бы отдыхом от тяжёлой заводской работы. Во время страды почти все работы прекращаются, действуют обыкновенно только домны, но иногда и они останавливаются».

Стадии обработки металла связывали заводы друг с другом, как каторжников сковывает общая цепь. Поэтому заводы объединялись в системы горных округов, где наличествовали предприятия всех стадий металлопроизводства и металлообработки. И административное деление уральской «державы» зависело не от территориальной близости, а от технологии. Девятый признак «горнозаводской цивилизации» — внеэкономическая взаимозависимость заводов.

Конец цитаты.

Психологический смысл Хозяйки

Думаю, основная идея Хозяйки такая: есть мир цивилизации, железа, дОбычи и переработки, и одновременно мир под ним, где в глубинах, - как в недрах горы, так и в недрах человеческой души, - все равно есть волшебство творчества, тайна, загадка и т.д., не подчиняющееся сознанию и цивилизации.

То есть, это сказ о том, как взаимодействуют Эго, сознание, Персона и бессознательное, Анима, душа.

Любить сказ про Малахитовую шкатулку для русских означает "быть нормальным мужиком" :) потому что в данной истории человек обретает цельность, соединяя прагматичное и тайное, безвластное и властное (царское) своей души.

Очень важно, что в сказе есть герои, кто спускается под землю и возвращается обратно, кто совершает безрассудные поступки, кто отвергаем девушкой - то есть это про то, каким может быть творчество и страдание в человеческой жизни. Наш архетипический текст.

Философский и биографический смысл образов сказа

Гора и малахит - две vagueness сущности, и они находятся в пока неведомых отношениях, об этом, видимо и сказ, о стихии природного и человеческого. Философская вещь о том, что природное побеждает человеческое.

Ассоциация близка моим профессиональным интересам, я специалист по бесформенным (vague) пятнам теста Роршаха.

С психологической точки зрения я бы разбирала саму потребность создать такой текст, что заставляет автора-Бажова увлечься темой. Чем это его "судьбоаналитическое", что ему "неровно дышит" и к чему он "неровно дышит" в этом материале.

То есть я бы расчетверила на несколько планов:
что Бажов сказал в тексте
что само сказалось в тексте Бажова
о чём Бажов не говорит, потому что это и так все знают (ментальность той поры, которую вы воссоздаёте, когда комментируете, - во многом)
о чём Бажов умолчал, и почему.

Давайте сделаем из этого биографический "вбоквел" про Бажова, хорошо?

Были ещё сектанты, "бажовцы", вы знали про таких?

Вот тут http://ansobor.ru/articles.php?id=106 сообщают, что "В качестве священных текстов используют сказы советского писателя, лауреата Сталинской премии Павла Петровича Бажова. Его сказы называют "Евангелием от Урала". Бажовцы верят, что в сказках Бажова скрыто сокровенное знание. Персонаж Хозяйки Медной горы (Хозяйки Урала) приобретает значение божества. Как религиозное движение бажовство возникло в начале 1990-х годов, отпочковавшись от движения Рерихов. Организационное оформление завершилось к 1992 году".

[img]"[/img]


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги