Лев Толстой vs Иоанн Кронштадтский. Книга, с которой начался мой интерес к теме

Лев Толстой vs Иоанн Кронштадтский. Книга, с которой начался мой интерес к теме

Полемика с коллегой по поводу противостояния Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского привела к тому, что я прочел книгу Павла Басинского «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды» (lib.rus.ec/b/447137/read).

Просмотрел и основные документы (статьи, письма, дневники), упоминаемые Басинским.

Ниже мои размышления по поводу прочитанного.

Лев Толстой vs Иоанн Кронштадтский. Книга, с которой начался мой интерес к теме

Очень радует, что книга написана с большой любовью к обоим персонажам. Собственно вражде посвящена всего одна глава, вся остальная книга описывает духовное становление Толстого и Иоанна, их отношение к религии.

Иногда возникает ощущение, что книга написана не литературным критиком, а психологом.

Суть конфликта в следующем.

Начиная с восьмидесятых годов, в результате долгих духовных исканий, Толстой окончательно отходит от Церкви.

В ущерб литературному творчеству он пишет произведения «богословского» содержания, чем очень огорчает многих своих почитателей. (Например, Тургенев, в письме, написанном незадолго до смерти умоляет его вернуться к литературе).

"Милый и дорогой Лев Николаевич, долго я вам не писал, ибо был и есмь, говорю прямо, на смертном одре.
Выздороветь я не могу, и думать об этом нечего. Пишу же я вам, собственно, чтобы сказать вам, как я был рад быть вашим современником и чтобы выразить вам мою последнюю искреннюю просьбу.
Друг мой, вернитесь к литературной деятельности! Ведь этот дар ваш оттуда, откуда всё другое. Ах, как я был бы счастлив, если бы мог подумать, что моя просьба так на вас подействует.
Я же человек конченый, доктора даже не знают, как назвать мой недуг: «nevralgie stomachale gouteuse» [некая желудочная невралгия]. Ни ходить, ни есть, ни спать… да что! Скучно даже повторять всё это.
Друг мой, великий писатель земли русской, — внемлите моей просьбе…
Дайте мне знать, если вы получите эту бумажку, и позвольте ещё раз крепко-крепко обнять вас, вашу жену, всех ваших. Не могу больше. Устал!!!
29 июня 1883 г.

Опубликовано: Е. А. Соловьёв (Андреев) И. С. Тургенев: его жизнь и литературная деятельность / Под ред. Ю. А. Королёвой. — М: Гелиос АРВ, 2005. — С. 128. "

Из упомянутых произведений ЛНТ можно назвать «Исследование догматического богословия» (1880), «Четвероевангелие: Соединение и перевод четырёх Евангелий» (1880-81) «Исповедь» (1882), «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас» (1893), «Обращение к духовенству» и многие другие.

[img]"[/img]

Толстой отрицает практически все положения Никейского Символа веры и догматы Христианства вообще и Православия в частности: Троицу, личного Бога-Отца, божественность Христа, непорочное зачатие, воскресение Христа.

Бог-отец превращается у него в некое абстрактное начало. Иисус у ЛНТ - это человек, родившийся от неизвестного мужчины в результате блудодеяния Марии. Добрый Иосиф покрыл грех Марии, но Иисус знал, что Иосиф – не его отец, и берет себе в отцы Бога.

С особым цинизмом Толстой нападает на Церковь, в которой видит главного исказителя учения Христа.

Толстой издевается над Таинствами, главы из «Воскресения» (которые я, кстати, никогда не считал художественным произведением, как и «Крейцерову сонату»), в которых описано Причащение, иначе как похабными не назовешь. При всем при этом сам Толстой считает себя христианином.

Автор текста - психолог, психодраматерапевт Леонид Огороднов https://www.facebook.com/hagiodrama/


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги