Агиодрама по биографии апостола Павла: кластеры ролей

Агиодрама по биографии апостола Павла: кластеры ролей

Психотерапевтическая агиодрама, о которой мы начали рассказ в предыдущих статьях, имеет свои особенности.

Такие персонажи как «Иудеи», «Гамалиил» или «Варнава» в терапевтической агиодраме рассматриваются как внутренние, психологические роли протагониста.

В отличие от обучающих групп, в группах психотерапевтических происходит обмен ролями, и в течение действия протагонист находится не только в роли Павла.

При описании ролевых кластеров я немного выйду за пределы текста, на котором основана описываемая агиодрама, чтобы задать более широкий контекст.

Обозначенные ниже роли — составные. Другими словами, роль «Павел» в ситуации, когда он гонит Христиан — это психодраматическая роль, отличающаяся от роли «Павла», который приходит к Апостолам.

Проводя ролевой анализ текста, мы обозначаем их как «Павел-1», «Павел-2» и т. д., но здесь такое различение заняло бы слишком много места.

Названия ролей обозначены заглавными буквами.

Павел — Господь. В роль Господа мы протагониста не вводим, но понимание отношения Павла к Богу чрезвычайно важно для постановки любой агиодрамы о нем.

Павел с детства беззаветно предан Богу. О встречах Павла с Иисусом во время земной жизни Христа свидетельств нет. До явления Христа Павлу он, по-видимому, разделяет точку зрения казнивших Господа фарисеев и считает Его одним из бунтовщиков, претендовавших на Иудейское царство.

Во время обращения по дороге в Дамаск Павел принимает Иисуса как Мессию и Бога. Обращение ко Христу происходит очень быстро, однако есть все основания полагать, что в глубине души Савл был готов к этому событию.

В Новом Завете, да и в житиях святых трудно найти святого, к которому Господь обращался бы столь часто.

Павел — Иудеи (Фарисеи). Это в первую очередь социальное отношение ролей, но оно имеет также психологическое и трансцендентное измерения. С самой ранней юности Павел воспитывался у Гамалиила, обучаясь фарисейскому толкованию Талмуда. Затем он защищает иудейские ценности от опасности, которую, как ему видится, представляет христианство.

По дороге в Дамаск (и позже, в аравийских пустынях) происходит изменение отношения к иудаизму. После обращения Павел гоним Иудеями как предатель.

Уже после первого своего путешествия Павел становится «Апостолом языков» и настаивает на том, что язычники не должны быть обрезаемы и не должны соблюдать Закон Моисея.

Он является основателем учения, согласно которому спастись можно только во Христе. Невозможно спастись, следуя Закону, который Павел рассматривает в истории человечества как подготовку к явлению Спасителя.

Однако внутренней связи с иудаизмом и с еврейским народом Павел не теряет никогда.

Он всегда начинает свою проповедь в синагоге и, будучи «Апостолом языков», долгое время пытается достучаться до иудеев. После третьего путешествия, Павел в своей речи в Храме называл себя «евреем из евреев» и «фарисеем из фарисеев».

Павел — Христиане. Изначально Савл участвует в убийстве первомученика Стефана и в гонениях на Христиан.

По дороге в Дамаск он принимает Христа и становится христианином в душе. Затем, в самом городе, он крестится, становится членом дамаскской общины и проповедует там. Для вхождения в иерусалимскую общину и в круг Апостолов ему нужна помощь ап. Варнавы.

После изгнания из Дамаска он отправляется в Аравию, а после посещения Иерусалима бежит от преследований в свой родной город, в Тарс. Многие исследователи считают, что Павел употребил это время на осмысление произошедших с ним изменений.

С именем ап. Павла связан третий период Апостольского века, его зовут Апостолом языков, поскольку именно ему было поручено Господом обращение язычников. Павел является основателем многих христианских Церквей и одним из основоположников христианского богословия.

Павел — Язычники. В агиодраме об обращении Павла Язычники присутствуют только в разогреве, Павел общается только с Иудеями и Христианами. Однако это настолько важная роль в жизни Павла, что ее нужно иметь в виду при постановке любой агиодрамы о нем.

Павел — Гамалиил. В тексте Деяний в описании обращения Павла Гамалиил не присутствует, однако есть все основания ввести этот персонаж в агиодраму.

Гамалиил — это, с одной стороны, внук основателя фарисейской школы Гиллеля, человек, с ранней юности воспитывавший Савла и прививший ему ценности иудаизма. С другой стороны — это авторитет, остерегавший иудеев от противления Богу и в конце жизни принявший христианство.

С точки зрения периодизации Апостольского века, Гамалиил является представителем иудеохристианства. В протагонистских агиодрамах эта роль подготавливает Павла к принятию Иисуса как Мессии, что, в целом, не противоречит фарисейскому учению.

Павел — Стефан. По преданию, первомученик диакон Стефан был дальним родственником Павла. Речь, произнесенная им перед казнью (Деян. 7:1-53), можно считать образцом проповеди Христианина, обращенной к Иудеям. Савла, как и других Фарисеев (или, скорее, зелотов), особенно возмущают слова Стефана: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56), и он стережет одежды свидетелей «богохульства», которые побивают Стефана камнями.

Обращаясь из роли Стефана к Савлу в агиодраме протагонист обычно в той или иной форме выражает уверенность, что тот станет Христианином. В роли Павла протагонисты (как и участники учебной агиодрамы) жалеют Стефана, но прячут жалость под гневом. Так или иначе, проповедь Стефана западает в душу Павла и позже служит изменению его мировоззрения. Основные чувства, которые испытывает обращенный Павел при воспоминании о казни Стефана — это вина и стыд.

Павел — ап. Анания. О том, что произошло с Ананией, когда ослепший Савл прибыл в Дамаск, Деяния повествуют так: «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9:10-18).

В роли Анании, с одной стороны, содержится психологическая роль страха и социальная роль опасения христиан перед известным гонителем.

С другой стороны, Анания — первый, кому открыт Промысел Божий относительно Павла.

Конфликт страха и Промысла в психотерапевтических агиодрамах проявляется как психологическое состояние самого Павла.

Павел — ап. Варнава. В агиодраме Варнава выступает как соученик Павла у Гамалиила и свидетель его обращения перед Апостолами. Обе эти роли преимущественно социальные, но отношения Павла и Варнавы ими не исчерпываются. Кроме того, они вместе проповедуют в Антиохии (для этого Варнава призывает Павла из Тарса), совершают совместное путешествие и участвуют в Апостольском Соборе. В целом Варнавы проявляется в агиодрамах как Друг и Соратник.

Здесь у меня нет возможности рассмотреть более сложные кластеры ролей. Однако, при подготовке к агиодраме, полезно целостно осмыслить такие взаимодействия как «Павел — Гамалиил — Иудеи — Христиане», «Павел — Варнава — Христиане» и другие кластеры. 

[img]"[/img]

Автор текста - психолог, психодрама-терапевт Леонид Огороднов https://www.facebook.com/hagiodrama/


Источник
Похожие статьи
Комментарии - Всего 0
Оставить комментарий


Книги